Рис. 5. Обработанные данные
трехканального ФЯМ в области
пересечений следа гидрографи-
ческого катера
Эксперименты со следом гидро-
графического катера.
В экспери-
ментах с борта судна регистрировал-
ся кильватерный след, возникающий на
морской поверхности при движении ги-
дрографического катера (водоизмеще-
ние 400 т) со скоростью 8 узлов. Во
всех случаях возраст следа составлял
примерно 70 с. При обработке сигналов
фотометра вначале устранялся низко-
частотный тренд, обусловленный круп-
номасштабным пятнистым характером
фонового распределения фитопланкто-
на или взвеси, затем за 2 с подсчитывалось число нулей накопленной
функции отношения
А
/
В
сигналов, пропорциональных отношению
яркостей
L
м
(440)
/L
м
(540)
. При этом пространственное разрешение
равно приблизительно 10 м.
Обработанные данные для ФЯМ, относящиеся ко времени пересе-
чения следа гидрографического катера, представлены на рис. 5. В обла-
сти следа происходят осцилляции измеряемого параметра, что может
объясняться турбулентным характером следа в этой области морской
поверхности.
Эксперименты с пересечением собственного следа научно-
исследовательского судна.
В ходе проведения экспериментов было
выполнено два пересечения собственного следа судна. Возраст следа
40 мин. Сигналы ФЯМ обрабатывались по тому же алгоритму, как и
в экспериментах с гидрографическим катером. Полученные зависи-
мости представлены на рис. 6 для двух пересечений турбулентного
следа.
Для двух моментов времени пересечения собственного следа суд-
на наблюдается снижение числа нулей высокочастотной составляю-
щей сигнала фотометра. Это свидетельствует об изменении распреде-
ления приповерхностного фитопланктона или взвеси под действием
ГДВ от судна, происходит сильное перемешивание приповерхностных
слоев воды. При этом естественная “пятнистость” распределения фи-
топланктона и взвеси нарушается, а их распределение становится бо-
лее однородным. Кроме того, также возможно относительно долговре-
менное “выглаживание” и самой морской поверхности, приводящее к
снижению числа ярких бликов в отраженном от морской поверхности
излучении Солнца и неба, что уменьшает флуктуации сигналов ФЯМ.
Пространственный масштаб изменения параметров флуктуации
сигналов ФЯМ достаточно хорошо согласуется с оценкой поперечно-
го размера следа судна.
60
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 5