методов и алгоритмов решения задач, и даже может влиять на выбор
математической модели.
Осваивать подобного рода деятельность необходимо уже на уровне
вузовского образования, включая практикум параллельного програм-
мирования в систему профессионального цикла дисциплин подготов-
ки специалистов в области математического моделирования. Для этого
сегодня имеются все возможности: стоимость компьютеров неуклонно
снижается, сетевое оборудование также становится доступнее, что уже
открыло возможность для научных групп использовать кластерные си-
стемы из десятков и даже сотен вычислительных ядер. В простейшем
случае кластерная система может быть построена на базе персональ-
ных ЭВМ и “бытового” сетевого оборудования. В этом смысле идеаль-
ным “полигоном” для создания вычислительных кластеров являются
компьютерные классы вузов, которые к тому же часто укомплектованы
однотипными компьютерами.
Авторами статьи на базе компьютерного класса кафедры ФН2
“Прикладная математика” МГТУ им. Н.Э. Баумана создан учебно-
экспериментальный кластер. Ниже рассмотрены его вычислительные
возможности и применение в научно-исследовательской и образова-
тельной деятельности кафедры и университета в целом.
Цель настоящей работы — исследование возможностей и спосо-
бов применения и адаптации параллельных вычислительных техно-
логий для решения широкого класса инженерных и научных задач.
Современное развитие вычислительной техники, с одной стороны, и
достигнутый к настоящему времени уровень абстракции, обеспечи-
ваемый параллельными технологиями, с другой — дают возможность
их массового применения, которая сейчас ограничивается отсутствием
единой методологической базы и учебного курса.
Терминология.
К настоящему времени издан ряд русскоязычных
пособий, посвященных параллельным вычислениям, среди которых
следует выделить [2, 3], однако единая общепринятая терминология
применительно к вычислительным кластерным системам, по суще-
ству, отсутствует. Часто в разных источниках одни и те же термины
рассматриваются в различных контекстах и имеют разный смысл. Это
связано с тем, что базовое понятие вычислительной машины включа-
ет в себя как аппаратные, так и программные (логические) средства,
которые, будучи согласоваными между собой, позволяют тем не менее
по-разному представлять архитектуру и возможности вычислительной
системы. Поэтому представляется целесообразным разделить логиче-
ский и аппаратный подходы к описанию кластера. Введем основные
определения, которыми будем пользоваться в рамках данной статьи.
30
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2011. № 4