Рис. 3. Вид вмятины головки рельса при больших углах визирования (
а
) и
рельс с поверхностными дефектами (
б
)
Вмятина головки рельса сильнее всего проявилась при оценке па-
раметра
˜
Q
(см. рис. 2,
б
). Визуально вмятина на головке рельса пред-
ставляет собой некоторую выпуклость, полученную после поляриза-
ционной обработки сигнала. Такое изображение пригодно для неслож-
ной автоматической обработки в целях выявления дефектов.
При увеличении угла визирования до 82
◦
в месте вмятины го-
ловки образовались дефекты, которые не совпадают с ее рельефом
(рис. 3,
а
). В этом случае изменения поляризационных характеристик
связаны с деформацией кристаллической решетки материала поверх-
ности рельса в результате ударных нагрузок, возникающих при движе-
нии колеса по неровной поверхности. Дальнейшее развитие деформа-
ции может привести к формированию трещин и даже излому рельса.
Тогда для отслеживания динамики развития дефекта совместно с поля-
ризационными измерениями желательно использовать ультразвуковую
дефектоскопию.
В качестве еще одного тестового объекта был выбран рельс с ло-
кальными поверхностными дефектами, которые представляли собой
выщербины на поверхности его головки (рис. 3,
б
). Хотя такие дефек-
ты визуально легко обнаружить, была рассмотрена задача повыше-
ния их контраста для последующей автоматизированной обработки
алгоритмами распознавания образов. Результаты обработки изображе-
ний этого фрагмента рельса предложенным методом приведены на
64
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 4