Экспериментальный стенд комплексной системы научного мониторинга. Структура и функции - page 14

Важную роль в успехе проекта может сыграть
группа социальных
технологий
. Именно она осуществляет связь стенда с обществом, эли-
тами, с лицами, принимающими решения. Именно она позиционирует
всю систему в информационном и административном пространствах.
Эта группа состоит из блока, занимающегося
обучением и подбором
кадров
,
пресс-центра
и
группы связи с субъектами
. В случае успеха
проекта, естественно, появляется желание использовать наработанную
технологию в других областях, перенести данные, знания и созданные
подходы в другие организации.
Кроме того, предлагаемые структуры достаточно универсальны,
и ориентированы на мониторинг и оценку нового, появляющегося в
различных сферах, поэтому могут быть востребованы в ряде адми-
нистративных структур и регионов России. Пресс-центр обеспечивает
представление результатов и самой комплексной системы в информа-
ционном пространстве. Речь идет как о “бумажных” изданиях, так и
об электронных публикациях
1
и об информационной политике в це-
лом. Собственно, информация о прогнозах, о ведущихся исследовани-
ях и имеющихся возможностях может оказаться важным инструмен-
том управления рисками. Группа связей с субъектами ориентирована
на поиск новых субъектов, заинтересованных в развитии и использо-
вании создаваемой системы.
Поскольку речь идет о системе научного мониторинга, особую роль
в ней играет
научный блок
, состоящий из следующих подразделений:
моделирование инерционного развития
,
моделирование возмущающих
факторов
,
групп
теории риска
,
алгоритмов
,
моделирования приня-
тия решения
,
теории прогноза
. В отличие от многих других систем,
в настоящей предполагается моделирование инерционного развития
изучаемых объектов. Для того чтобы изучать отклонения, кризисы и
патологии, следует представлять норму, выявлять основные тенденции
и ту траекторию развития, которая реализуется в настоящее время. Од-
на из групп осуществляет моделирование возмущающих факторов.
Обратим внимание на большой задел, имеющийся в этой обла-
сти в РАН, на своеобразную научную культуру, созданную в разных
научных школах. Основополагающие результаты были получены в
школе академика И.М. Гельфанда в Институте прикладной матема-
тики им. М.В. Келдыша РАН [23], в школе академика Н.Н. Моисеева в
Вычислительном центре им А.А. Дородницына РАН [11], в школе ака-
демика О.И. Ларичева в Институте системного анализа РАН [24, 25].
1
;
;
;
80
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23
Powered by FlippingBook