для импульса, не существуют одновременно, в чем и состоит оши-
бочность рассуждений фон Неймана”. В предисловии к этой же книге
[5] Ж. Лошак, ученик де Бройля, пишет, что “слабое место — неявное
предположение фон Неймана о том, что все распределения вероятно-
стей, предсказываемые квантовой механикой, должны реализоваться
одновременно, даже если они относятся к величинам, которые нельзя
одновременно измерить”.
Однако нам кажется, что все попытки возврата в квантовой механи-
ке к классической интерпретации вероятности, в том числе и гипотеза
скрытых параметров, обречены на провал по следующей основной
причине. Обычные случайные величины в математической теории ве-
роятности подчиняются распределению Пуассона, Гаусса и т.д. Все по-
пытки привязать сюда интерференционные и дифракционные эффек-
ты, связанные с волновой природой вероятности (если такие попытки
вообще возможны), представляются весьма искусственными. Между
тем, в квантово-механических экспериментах надежно регистрируют-
ся стабильные интерференционные и дифракционные картины.
Третья точка зрения
— это так называемая концепция волны-
пилота Луи де Бройля. Волна как бы прощупывает всю ситуацию в
районе микрочастицы, и в соответствии с полученной информаци-
ей “сообщает” микрочастице, как ей себя вести. Мы не будем здесь
подробно рассматривать эту концепцию, а подчеркнем лишь, что де
Бройль на протяжении своей жизни неоднократно и отказывался от
этой идеи, и возвращался к ней вновь. Например, в [5] он пишет:
“Тщательное изучение этих трудностей в 1927–1928 гг. привело меня
к тому, что я полностью отказался от теории волны-пилота и присо-
единился к точке зрения Бора и Гейзенберга, в которой отвергаются
любые представления о траектории элементарных частиц и детерми-
нированности их движения”. Сегодня трудно сказать, является ли эта
идея исчерпанной и закрытой, или нет.
Четвертая точка зрения
— многомировая интерпретация, выдви-
нутая Эвереттом в 1957 г. [6]. Эта интерпретация вводит представление
о том, что при измерении осуществляется не одна из вероятностей, а
набор всевозможных вероятностей, только каждая из них — в разных
вселенных, число которых растет. Обратим здесь внимание на то, что
эта интерпретация (эвереттика) в какой-то мере стыкуется с антропо-
центрическим принципом, завоевавшим себе уже некоторое право на
существование (мы наблюдаем нашу Вселенную потому, что другие
вселенные существуют без наблюдателей).
Конечно, эвереттика по самой своей идее весьма необычна, и в ней
существует огромное количество трудностей, в частности, вопрос об
источнике энергии для рождающихся вселенных. Остается открытым
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 4
37