совершая покупку, предпочтет данный продукт указанному
i
-му его
конкуренту-аналогу. Такую априорную оценку можно получить с по-
мощью экспертных методов [3].
Конкурентоспособность продукции — это свойство, а уровень кон-
курентоспособности — показатель этого свойства, дающий относи-
тельную характеристику предпочтения продукции конкретного рын-
ка в рассматриваемый период по сравнению с продукцией конкурен-
тов [4].
Причем, конкурентоспособности продукции и продукта различа-
ются. Продукция обладает потенциальной конкурентоспособностью,
а продукт — реальной, поскольку он непосредственно участвует в кон-
куренции на рынке.
Под
конкурентоспобностью
продукции можно понимать так-
же сравнительную характеристику потребительских и стоимостных
свойств продукта, т.е.
KСП= К/Ц
,
(1)
где K — общий уровень потребительского эффекта с учетом различных
его показателей; Ц — цена потребления или владения, включающая
цену покупки и стоимость эксплуатации и утилизации [3].
Показатели качества, с помощью которых оценивается уровень по-
требительского эффекта, выбираются экспертами. Так, для зеркаль-
ных фотоаппаратов к таким показателям относятся вес в граммах,
время срабатывания затвора в секундах, наличие встроенной фото-
вспышки, точность экспозиции и др. А для оценки чая специалисты
используют такие показатели, как вкус чая, его настой и аромат [5].
Цена потребления или владения, скажем, для автомобиля включает
его стоимость на рынке или в магазине и те деньги, которые потре-
битель платит в течение срока его эксплуатации, например в течение
пяти лет: здесь и ремонт, и профилактика, и бензин.
Приступим теперь к описанию этапов широко известного алгорит-
ма расчета КСП, содержащего следующие этапы:
1) разработка на основе знания рынка и требований к продукции
совокупности показателей его качества;
2) выбор из этой совокупности несколько важнейших, называемых
параметрами качества;
3) получение количественных характеристик значимости (
а
) ка-
ждого из параметров путем опроса экспертов при соблюдении условия
X
a
i
= 1
,
(
i
= 1
, m
);
(2)
4) формулировка модели эталона — образца продукции в разрезе
выбранных параметров с позиции покупателей, задав его количествен-
ные оценки (
n
э
i
)
;
112
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 1