5) разработка количественных оценок тех же самых параметров
качества по своему изделию (
n
i
)
и по изделию-конкуренту (
n
k
i
)
;
6) оценка уровня качества или потребительского эффекта продук-
ции (К) и продукции-конкурента (K
k
)
по формулам:
K
=
X
a
i
n
i
n
э
i
;
(3)
K
k
=
X
E
i
n
k
i
n
i
э
,
(4)
где
a
i
— количественная оценка значимости
i
-го параметра;
n
i
— коли-
чественная оценка
i
-го параметра качества по своему изделию (
n
i
)
и
по изделию-конкуренту (
n
k
i
)
;
7) расчет цены Ц потребления продукции и установка цены Ц
k
по-
требления продукции-конкурента с учетом отпускной или розничной
цены и эксплуатационных расходов в период пользования продуктом;
8) расчет интегрального показателя KC конкурентоспособности
своего продукта по отношению к продукту-конкуренту:
KC
=
K
Ц
K
k
Ц
k
=
K
∙
Ц
k
K
k
∙
Ц
;
(5)
9) проверка выбранных параметров качества на соответствие ин-
тернациональным или национальным стандартам предполагаемого
импортера. Если хотя бы один из нормативных параметров не соот-
ветствует сравниваемому стандарту, необходимо такое несоответствие
устранить. При этом конечная формула для КСП примет следующий
вид:
KC
=
K
∙
Ц
k
K
k
∙
Ц
∙
Y
n
i
,
(6)
где
Y
n
i
— произведение всех
n
i
;
n
i
— параметр качества, учтенный
в зарубежном стандарте:
n
i
= 0
— несоответствие стандарту;
n
i
= 1
—
соответствие стандарту.
Если хотя бы один из параметров качества будет равен нулю, то
продукция является неконкурентоспособной.
Считается, что если КСП
<
1
, то фирма предлагает на рынок явно
неконкурентоспособную продукцию и необходимо изменить ее тех-
нические и экономические характеристики. Более того, повышение
конкурентоспособности на 10. . . 20% слишком мало, чтобы быть уве-
ренным в успехе на рынке. Однако если это повышение составляет
30. . . 50%, то считается, что фирма занимает на рынке достаточно
устойчивое положение [3].
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 1
113