Изучение естественно-научных дисциплин при непрерывном образовательном процессе в условиях перехода к компетентностной модели - page 3

— коммуникативные умения (способность работы в коллективе,
знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающи-
ми и т.п.);
— предпринимательские умения (самостоятельная деятельность,
инициативность, творчество и т.д.).
Поскольку реализация компетенций происходит в процессе раз-
нообразных видов деятельности, то в структуру компетенций входит
также и
мотивация
. Мотивация является осознанной, если выпускник
довузовского профессионального образовательного учреждения (про-
фессионального лицея, колледжа, техникума) уверен в ценности при-
обретенных знаний для реализации своих целей, профессиональной и
общественной деятельности. Если в планы индивида входит повыше-
ние профессиональной компетентности “по вертикали”, то изучение
данной дисциплины на более высоком уровне познания существенно
повысит мотивацию к изучению данного предмета. При этом у обу-
чающегося появляется цель, для достижения которой он проявляет
инициативу. Новые знания трансформируются в познавательную цен-
ность, которая становится детерминирующей в процессе мотивации,
превращается в потребность и способствует получению новых знаний
и приобщению к качественно новой деятельности.
При осуществлении компетентностного подхода в образовании
мотивация является субъективной, осознанной причиной действий
выпускника довузовского профессионального образовательного учре-
ждения. Ценности — это личные смыслы, системы ценности индивида
(знания, эмоции, воля), которые нельзя сформировать ни передачей
сообщений, ни прямым материальным воздействием [6]. Они выраба-
тываются на основе личного опыта, переживаний, а не принимаются
готовыми. С позиции аксиологии можно рассматривать компетент-
ность как образовательную ценность. Компетентного специалиста
отличает способность к творчеству, стремление к постоянному обно-
влению знаний для успешного решения профессиональных задач как в
стандартных, так и проблемных ситуациях. При этом компетентность
будущего инженера необходимо формировать в процессе обучения не
только специальным, но и общеобразовательным дисциплинам.
Особое место с учетом новых подходов занимает определение
принципов структурирования содержания и технологии общеобразо-
вательной естественно-научной подготовки в довузовских професси-
ональных образовательных учреждениях, в том числе в колледжах,
реализующих непрерывное профессиональное образование в систе-
ме “колледж–вуз”. Успешность обучения в вузе во многом зависит от
реализации мотивационной преемственности осознания выпускника-
ми колледжа необходимости продолжения учебы, непрерывного обра-
зования и воспитания познавательного интереса. Для выпускников
колледжей ценность представляет то, что служит основой для про-
должения образования в вузе и получения профессии. Так, основной
функцией общеобразовательного предмета “Химия” (а также физики,
112
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 3
1,2 4,5,6
Powered by FlippingBook