Изучение естественно-научных дисциплин при непрерывном образовательном процессе в условиях перехода к компетентностной модели - page 4

математики и др.) в колледжах технического профиля является обес-
печение фундаментальности полученных знаний. С одной стороны,
химия выступает как основа познания мира, с другой — является теоре-
тической базой, способствующей лучшему восприятию специальных
дисциплин как в колледже, так и в вузе, позволяющей выпускникам
ориентироваться в нарастающем потоке научно-технической инфор-
мации. Химические знания приобретают для студента ценность, если
он понимает, где и когда они будут применимы. Поэтому содержание
обучения должно быть наполнено не только предметными, но и про-
фессиональными знаниями, что не расходится с представлениями о
формировании ключевых компетенций автора работы [7]. В этом слу-
чае приобретенные знания в области химии являются не результатом
обучения, как при традиционном обучении, а средством решения задач
в будущей деятельности специалиста. Таким образом, сущность ком-
петентностного обучения заключается в акцентировании внимания на
результате образования, в качестве которого рассматривается не усво-
ение некоторого объема информации по изучаемой дисциплине в виде
знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных си-
туациях.
В связи с вышеизложенным очевидна необходимость интеграции
химии (и других предметов естественно-научного цикла) с профес-
сиональными предметами, а для колледжей, реализующих непрерыв-
ное профессиональное образование, — со специальными дисципли-
нами, изучаемыми как в колледже, так и в вузе. Экспериментально
установлено, что в технических колледжах, реализующих непрерыв-
ное профессиональное образование, химию целесообразно изучать на
двух уровнях — базовом и углубленном. Базовый уровень составляет
базисную часть общей химической подготовки и призван сохранить
единое образовательное пространство в государстве. Он является ин-
вариантным для всех технических колледжей и обеспечивает полу-
чение среднего общего (полного) образования, а также служит базой
для освоения углубленного уровня. В комплект учебных элементов
этого уровня входят некоторые понятия химии, выходящие за рамки
рекомендованных нормативными документами программ учреждений
среднего профессионального образования (кислотность, ряд вопросов
электрохимии и др.). Эти понятия необходимы для использования в
будущей профессиональной деятельности.
Углубленный уровень подготовки (вариативная часть курса) —
это углубленное изучение химии, основанное на программах, осва-
иваемых на младших курсах технических вузов (МИИГАиК, МГТУ
им. Н.Э. Баумана и др.). Химия на основе интегрированной програм-
мы среднего и высшего профессионального образования изучается
профилированно
и имеет особенность [8] в том, что при углублен-
ном изучении раздел “Химия элементов” представляет отдельный
блок (модуль) “Химия элементов и их соединений в данной отрасли
промышленности” или “Химия в профессии”, в то время как при
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 3
113
1,2,3 5,6
Powered by FlippingBook