ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 377.6
Н. Н. Д в у л и ч а н с к а я
ИЗУЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ
ДИСЦИПЛИН ПРИ НЕПРЕРЫВНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
К КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ
Обоснованы принципы структурирования содержания и техноло-
гии непрерывной общеобразовательной естественно-научной под-
готовки в системе “колледж –вуз” технического профиля в усло-
виях перехода к компетентностной модели образования. Пока-
зана необходимость применения в образовательном процессе ин-
новационных технологий на базе аксиологического, личностно-
ориентированного развивающего, деятельностного, модульно-
компетентностного подходов.
Ключевые слова
:
высшее техническое образование, компетентностная
модель, инновационные технологии.
В условиях модернизации образования выделен ряд задач, главная
из которых — подготовка квалифицированного компетентного работ-
ника, свободно владеющего профессией и ориентирующегося в смеж-
ных областях деятельности [1].
Проблема компетентностного подхода в образовании возникла в
связи с тем, что выпускникам различных образовательных учрежде-
ний для адаптации в современных социально-экономических услови-
ях стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время
учебы. В современном образовании формируются такие понятия, как
“ключевые компетенции”, “компетентность”, которыми должны овла-
деть все учащиеся различных ступеней образования, начиная от до-
вузовских и заканчивая высшими. Работами В.И. Бадейко, Э.Ф. Зеера,
А.И. Зимней, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова и других показано, что
ключевые
(
базовые
)
компетенции
важны для всех граждан и опреде-
ляют основу обучения в течение всей жизни. К ключевым компетен-
циям относятся не только надпрофессиональные, но и общепрофесси-
ональные компетенции [2] — это знания и умения фундаментальной
направленности (химии, физики, математики и др.), необходимые для
становления высококвалифицированного специалиста любых ступени
и уровня образования. Ключевые компетенции наряду с профессио-
нальными, которые формируются в результате деятельности по про-
фессии, являются составляющими компетентности. Компетентность в
отличие от обобщенных, универсальных знаний имеет действенный,
практико-ориентированный характер, т.е. компетентность — это сово-
купность знаний в действии [3].
110
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 3