Направленность научно-педагогической школы — методологическое и
организационное совершенствование учебного процесса.
Гармоничное сочетание этих направлений в пределах не только ву-
за в целом, но и отдельных его подразделений, складывается далеко
не всегда. На одной и той же кафедре могут работать как педагоги
по призванию, для которых научная работа вторична, так и неуем-
ные фанатики-исследователи, которым студенты только мешают. Ана-
логично вуз с высоким процентом “остепененных” преподавателей,
множеством научных публикаций и регалий, может выпускать “сред-
них” специалистов.
В целом авторитет вуза, его рейтинг в сравнении с другими, опре-
деляется прежде всего совершенством научно-педагогической школы:
направленностью, структурой и содержанием учебного процесса, про-
фессиональным уровнем педагогического коллектива, требовательно-
стью преподавателей к себе и к студентам и в конечном итоге — ка-
чеством большинства выпускников, профессиональным и нравствен-
ным.
В конце XIX в. одна из комиссий Министерства народного просве-
щения Российской Империи, проверявшая деятельность Император-
ского Московского технического училища (ИМТУ), отметила в своем
резюме, что своими успехами и авторитетом Училище обязано двум
главным обстоятельствам — “cамобытной методе обучения и высочай-
шей человеческой порядочности профессуры”. Это было счастливое,
но не случайное сочетание.
Систему практического обучения ИМТУ унаследовало от своего
предшественника — Московского ремесленного учебного заведения
(МРУЗ). При МРУЗе действовал механический завод, школу которого
обязаны были пройти все без исключения учащиеся. Завод выпускал
серьезную и ответственную продукцию (сложные, в том числе уни-
кальные, машины) по коммерческим заказам и для выставок, так что
выдача “халтуры” или учебно-дидактических поделок исключалась.
Позднее в ИМТУ был разработан “систематический метод преподава-
ния механических искусств”, позволивший впервые в мире перейти в
практической подготовке инженеров от личной передачи навыков от
мастера ученику к систематизированному последовательному обуче-
нию со строгим и понятным контролем результатов.
В МРУЗе еще полтора века назад успешно функционировала мно-
гоуровневая система подготовки специалистов, основанная на разде-
лении учащихся по способностям и прилежанию, с выпуском специ-
алистов трех уровней: квалифицированный рабочий, мастер, ученый
мастер.
110
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 4