Преобразование МРУЗа в ИМТУ (1868), с приданием статуса выс-
шего учебного заведения, повлекло за собой приглашение в педаго-
гический коллектив профессоров Московского университета. Их дея-
тельность обеспечила не только высочайший по тому времени уровень
фундаментальной подготовки (математика, физика, механика, химия),
но и “университетские подходы” к направленности всего процесса
обучения. Во главу угла ставилась не погоня за количеством выдан-
ных дипломов, а воспитание незаурядных личностей, чьи наклонности
и способности раскрывались еще на студенческой скамье. Одним из
первых был выдающийся русский инженер-новатор В.Г. Шухов.
Именно сочетание теоретической и практической подготовки на
протяжении всего срока учебы стало основой знаменитого “русского
метода обучения”, который сформировался в ИМТУ и получил ши-
рокое международное признание. В начале XX в. к этому добавлена
еще одна отличительная черта — ориентация на выпуск инженеров-
разработчиков.
Важнейшим являлся тезис, что выпускник ИМТУ обязан быть не
только высоким профессионалом, но и достойным гражданином Оте-
чества, понятие “честь инженера” не было пустым звуком.
В те времена (конец XIX – начало XX в.) многие стремились полу-
чить два высших образования — университетское и инженерное. При
этом сначала заканчивали университет, а затем приходили “доучивать-
ся” в ИМТУ. Сегодня это может звучать невероятно, но тогда это было
привычным и естественным.
Таким образом, методологические и организационные основы Бау-
манской научно-педагогической школы были заложены более столе-
тия назад. С тех пор они развивались, видоизменялись и пополня-
лись; что-то неизбежно терялось силою обстоятельств. Эти основы
выдержали испытание нелегкими временами, когда заведение назы-
валось Московское высшее техническое училище (1917–1930 и 1943–
1989), Высшее механико-машиностроительное училище (1930) и Мо-
сковский механико-машиностроительный институт (1930–1943). Они
приобрели характер фундаментальных, неотъемлемых традиций.
Лучшим доказательством правильности выбранной стратегии
научно-педагогической школы является множество имен выдающихся
выпускников, особенно по новейшим направлениям, возникшим толь-
ко в XX в. (авиация, ракетно-космическая техника, ядерная энергетика
и др.). Летом 1918 г. студент Андрей Туполев защитил дипломный
проект в один день со знаменитыми впоследствии конструкторами-
авиаторами братьями Архангельскими. Через двенадцать лет еще
малоизвестный авиаконструктор А.Н. Туполев стал руководителем
дипломного проекта совсем неизвестного студента Сергея Королева.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 4
111