Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях - page 2

Установлено, что реализации аксиологического подхода в процессе
изучения химии в профессиональных образовательных учреждениях
как вузовской, так и довузовской подготовки можно достичь только
через
применение дидактического принципа профильности обучения,
базирующегося на практической значимости и профессиональной на-
правленности.
Практическая значимость в изучении курса химии состоит в том,
что при изучении любых разделов этой науки необходимо показывать
практическое применение химических знаний в реальной деятельно-
сти конкретного индивида, как на бытовом, так и на профессиональ-
ном уровне, используя широкий спектр его деятельности. Изучая хло-
риды, необходимо показать, что их применяют и как пищевые добавки,
и как удобрения, и как вещества, уменьшающие обледенение дорог,
и т.д. Практическая значимость химических соединений проявляется
во всех сферах деятельности человека и может, тем самым, быть осо-
знанна как необходимая часть практического знания и за счет этого
формируется мотивация познания химии.
Принцип профессиональной направленности проявляется только
в сфере реальной или будущей профессиональной деятельности. Ин-
дивид познает систему профессиональных знаний, которая ему, без-
условно, необходима, ведь без этого он не сможет компетентно реали-
зовать свою будущую деятельность. Это создает мощную мотивацию
для познания данной области знания. В связи с этим из общеобразо-
вательной области знания обучаемый активно познает только то, что
тесно связано с его будущей профессией, что будет базой для его фор-
мирующихся компетенций. Примером реализации профессиональной
направленности является рассмотрение свойств конкретных соедине-
ний в ракурсе их применения в той или иной сфере производства.
Известно, что белки, жиры и углеводы являются облигатными химиче-
скими соединениями пищевых продуктов. Для будущих специалистов
в области пищевой индустрии знание свойств этих соединений явля-
ется обязательным для реализации компетентной профессиональной
деятельности. Особенностью применения эти дидактических прин-
ципов является отсутствие необходимости специальной перестройки
курса химии, так как информацию о применении соединений можно
помещать в каждом разделе по мере его изучения.
Принцип профильности в обучении химии представляет собой спе-
цифическую форму организации изучения химии. Это означает, что
химию изучают системно, согласно соответствующей логике науки, но
при рассмотрении конкретных тем увязывают ее содержание с процес-
сами, реализующимися в сфере конкретного производства. При про-
филированном изучении химии используют свои принципы, способы
и механизмы (см. таблицу).
102
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
1 3,4,5
Powered by FlippingBook