Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях - page 3

Таблица
Схема реализации принципа профильности при изучении химии
Профилирование предмета естественнонаучного цикла
Принципы
профилирования
Способы
профилирования
Механизм
профилирования
1. Отраслевой
2. Материаловедческий:
а) внутриотраслевой;
б) межотраслевой
1. Линейные, системного и
систематического профи-
лированного курса пред-
мета (например, химии)
2. Интегрированные кур-
сы общеобразовательно-
го предмета с другими
предметами общеобразо-
вательной или профессио-
нальной подготовки
1. Тематическое профили-
рование
2. Блочное профилирова-
ние
3. Комбинированное
(блочно-тематическое
профилирование)
Принцип профильного обучения в профессиональной школе явля-
ется отраслевым. Его сущность состоит в том, что отбор содержания
лимитируется особенностями содержания профессионального обу-
чения, т.е. выделяются те вопросы, которые позволяют более глу-
боко понять процессы, протекающие в конкретном промышленно-
производственном комплексе; на эти проблемы обращается большое
внимание; другие вопросы рассматриваются в обобщенном или кон-
цептуальном уровне. Так, изучая химию в образовательных учрежде-
ниях строительного профиля, значительное внимание уделяется химии
кремния, магния, кальция, так как соединения этих элементов широко
применяются в качестве вяжущих. Для будущих профессионалов в
области обработки металлов большое значение имеет знание химии
металлов, а для пищевиков — химия биоорганических веществ (бел-
ков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот) и т.д. При реализации
принципа профильности не меньшее значение имеет материаловед-
ческий принцип, согласно которому свойства веществ рассматрива-
ются в ракурсе их применения в профессиональной деятельности
конкретного специалиста. Так, профессионалам-строителям разных
специальностей приходится работать с различными материалами: бе-
тонщик преимущественно работает с химическими соединениями,
образующими бетон, а слесарь-водопроводчик — с металлически-
ми изделиями, поэтому и в курсе химии для разных строительных
профессий необходимо вводить необходимые изменения, соответ-
ствующие тем соединениям, которые используются в одной отрасли
производства, но в разных его сферах.
Выделено два способа профилирования: разработка систематиче-
ских линейных курсов химии для различных профессий или инте-
грация курса химии с другими учебными дисциплинами. В высшей
профессиональной школе наиболее применим первый способ, в до-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
103
1,2 4,5
Powered by FlippingBook