Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях - page 4

вузовском профессиональном образовании возможно использование и
второго способа, но только в том случае, где такое изучение химиче-
ских проблем рационально.
Выявлено три типа профилирования — тематический, блочный и
комбинированный.
Тематическое профилирование
состоит в том, что при изучении
всех разделов и тем курса химии специально рассматриваются проб-
лемы химической формы движения материи в их тесной связи с со-
держанием будущей профессиональной деятельности.
Блочное профилирование
состоит в выделении раздела, посвящен-
ного роли химических соединений в производственных процессах,
характерных для данной сферы производственной деятельности. Вы-
деленный блок включает в себя лекции, лабораторные работы и кон-
трольное мероприятие, которое завершает тему или обобщает курс
химии.
Комбинированное
(
блочно-модульное
) профилирование предпола-
гает иллюстрацию содержания конкретных тем отдельными примера-
ми использования знаний химии в будущей профессиональной дея-
тельности (но сами проблемы взаимосвязи намечаются “пунктирно”),
а далее поступают также, как при блочном профилировании.
Исходя из механизмов профилирования, современный курс химии
состоит из двух компонентов — базисного и профильного.
Базисный компонент
занимает
3
/
4
всего времени, отводимого на
изучение химии. Он инвариантен для всех образовательных учрежде-
ний. Его функция — обеспечить уровень соответствующего образова-
ния, необходимый для всех обучающихся. Так, в учреждениях довузов-
ского уровня базисный компонент обеспечивает уровень, соответству-
ющий стандарту общего среднего (полного) образования, а в вузах —
соответствие стандарту общеобразовательной химической подготовки
конкретного вуза. Кроме того, базисный компонент является подгото-
вительным для восприятия профильного компонента.
На изучение профильного компонента отводится примерно одна
четверть всего учебного времени, отводимого на изучение химии (воз-
можны варианты в сторону увеличения объема времени, особенно в
вузах). Профильный компонент способствует созданию мотивации для
изучения химии у обучающихся, формирует профессионально важные
знания в области химии и способствует повышению эффективности
образовательного процесса в данном учебном заведении. Следует от-
метить, что, благодаря предлагаемой методике обучения, уже на заня-
тиях по химии формируется прообраз будущей профессии студента.
В процессе проведенного исследования установлено, что аксиоло-
гизация курса химии, механизмом которой является профилирование,
позволило сделать процесс общего химического образования в про-
104
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
1,2,3 5
Powered by FlippingBook