ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 378.937:54(077.7)
Е. И. Т у п и к и н, Н. Н. Д в у л и ч а н с к а я
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Обоснована необходимость применения аксиологического подхода
в образовательном процессе в учебных учреждениях как довузов-
ского, так и вузовского уровня. Показано, что реализация аксио-
логического подхода в процессе изучения химии возможна через
применение дидактического принципа обучения, базирующегося на
принципах практической значимости и профессиональной напра-
вленности.
Процесс обучения и воспитания эффективен только тогда, когда
обучаемый ясно осознает ценность своей деятельности как в личност-
ном, так и общественном плане, что создает предпосылки для ре-
ализации аксиологического подхода в образовательном процессе для
образовательного учреждения любого типа, как довузовского, так и ву-
зовского уровня. С позиций
аксиологии
ценностями может быть все,
что значимо для жизнедеятельности субъекта и общества, соотносится
с движущими людьми мотивами, интересами, потребностями: идеал,
цель, предмет влечения, стремление к идеалу, цели, интерес к тому
или иному объекту реального или виртуального мира.
Для профессиональных образовательных учреждений, сознательно
выбравших конкретную область профессиональной деятельности, ак-
сиологично то, что позволяет им в наибольшей степени подготовить
себя к такой деятельности. Они с интересом изучают дисциплины
профессионального цикла и критически относятся к общеобразова-
тельной подготовке, в том числе и к изучению предметов естествен-
нонаучного цикла, в частности химии, особенностью которой является
трудный специфический язык химических формул и уравнений, кото-
рый по мнению большинства обучаемых практически не нужен в ре-
альной жизни. При этом отвергается необходимость знания не только
химического языка, но и конкретных химических знаний, без которых
абсолютно невозможна оптимальная профессиональная деятельность
специалиста любой отрасли человеческой деятельности.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
101