учебным стратегиям и структурно
-
смысловым компонентам модели
текста
(
см
.
таблицу
).
Коммуникативные
задачи
Учебные стратегии
Структурно
-
смысловые
компоненты
организации
текста
Языковое обеспечение
Выбор и опре
-
деление объекта
расчета
,
целей и
задач
,
практической
значимости
Отобрать
,
выбрать
,
выделить
,
устано
-
вить
,
определить
,
сформулировать
,
назвать
Цели и зада
-
чи расчета
Рассмотрим
,
остано
-
вимся
Установление ис
-
ходных параметров
и ограничений
,
определение основ
-
ных и второстепен
-
ных показателей
расчета
Ограничить
,
вы
-
брать
,
установить
,
определить
,
классифи
-
цировать
,
обозначить
,
перечислить
Параметры
и харак
-
теристики
расчета
Имеем
,
здесь
,
огра
-
ничим
,
задать
,
с
учетом
,
кроме того
,
учтем
,
будем считать
,
положим
,
пусть
Поиск оптимально
-
го варианта расчета
,
выбор способа его
осуществления пу
-
тем создания цепи
взаимосвязанных
умозаключений
,
описание и объ
-
яснение расчета
,
его практической
необходимости
,
по
-
лучение результата
расчета
Выбрать
,
определить
,
разработать
,
упоря
-
дочить
,
перечислить
,
произвести
,
обозна
-
чить
,
преобразовать
,
получить
,
описать
,
объяснить
,
дока
-
зать
,
подтвердить
,
охарактеризовать
,
продемонстрировать
применение
Процесс рас
-
чета
Возьмем
,
известно
,
очевидно
,
видно
,
легко
видеть
,
что
,
вве
-
дя
. . . ,
подставляя
. . . ,
полагая
. . . ,
получим
,
где
,
действительно
,
вернемся
,
заметим
,
отметим
,
посколь
-
ку
,
тогда
(
и тогда
),
исходя из
,
используя
,
определим
,
находим
,
аналогично
,
откуда
,
отсюда
,
следователь
-
но
Вывод
-
констатация
или вывод
-
оценка
полученного ре
-
зультата
Обобщить
,
огра
-
ничить
,
оценить
,
констатировать
,
сделать заключение
,
сделать вывод
,
ре
-
зюмировать
,
кратко
сформулировать
Результат
расчета
Таким образом
,
как
видим
,
при
. . .
имеет
место
,
из
. . .
следу
-
ет
(
видно
,
можно
заключить
),
что
,
в
итоге
,
следовательно
Глаголы
,
маркирующие инженерно
-
технический текст
-
расчет
,
упо
-
требляются в нем в следующих значениях
:
рассмотреть
— “
вник
-
нув
,
разобрать и описать цели
,
задачи и объект расчета
”,
остановить
-
ся
— “
задержаться на объекте расчета для его общего описания
”,
иметь
— “
располагать определенной информацией
,
касающейся пара
-
метров расчета
”,
ограничить
— “
установить исходные параметры рас
-
чета и ввести для них предел
”,
задать с учетом
— “
указать исходные
параметры
,
показатели расчета
,
принимая во внимание установлен
-
122
ISSN 1812-3368.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Естественные науки
”. 2004.
№
4