Модель инженерно-технического текста-расчета и ее лингвистическое описание - page 9

где
b
1
и
b
2
коэффициенты проникновения теплоты для материалов
1
и
2
соответственно
.
Суммарный удельный тепловой поток
,
поступивший от горячих
газов
,
должен по возможности беспрепятственно пройти через охла
-
ждаемую стенку
.
При этом
q
=
l/b
(
Т
г
.
ст
Т
ж
.
ст
)
,
где
Т
ж
.
ст
тем
-
пература поверхности
,
омываемой охлаждающей жидкостью
;
b
толщина стенки
;
l
коэффициент теплопроводности материала
.
Ве
-
личина
b/l
по смыслу представляет собой тепловое сопротивление
стенки
.
4.
Вывод
-
констатация или вывод
-
оценка полученного результата
реализуются в текстах с помощью учебных стратегий
,
которые могут
быть определены следующими глаголами
:
обобщить
,
ограничить
,
кон
-
статировать
,
оценить
,
подтвердить
,
сделать заключение
,
сделать
выводы
,
резюмировать
,
кратко сформулировать
.
При этом глагол
обобщить
имеет значение
выразить результаты
расчета в общем положении
,
придать им общее значение
”,
ограничить
— “
назвать предел действия полученного результата расчета
”,
конста
-
тировать
— “
установить несомненность полученного результата
”,
оценить
— “
высказать мнение о достоинствах
/
недостатках расчета
,
точно
,
лаконично их назвать
”,
подтвердить
— “
подкрепить доказа
-
тельством правильность полученного результата
”,
резюмировать
сделать краткий вывод из установленного результата
”,
сделать за
-
ключение
,
сделать выводы
— “
дать заключительное умозаключение
,
утверждение
,
полученное методом рассуждения
,
по проведенному рас
-
чету
”,
кратко сформулировать
— “
точно и лаконично выразить сло
-
весно установленную информацию
”.
На грамматико
-
синтаксическом уровне компонент модели
Резуль
-
тат расчета
включается в текст
,
как правило
,
вводными словами и
выражениями
,
а также конструкциями с обобщенным значением
,
вы
-
полняющими резюмирующую функцию
,
такими как
следовательно
”,
итак
”, “
таким образом
и т
.
д
.
Из изложенного можно заключить
,
что осевая сила на колесах ГДТ
зависит от давления
,
питания
,
неуравновешенной площади
,
распреде
-
ления давлений в полости ГДТ
,
на которые действуют эти давления
,
и объемной подачи в рабочей полости
.
На рисунке представлена модель смысловой и структурной орга
-
низации текста
-
расчета в соответствии с поставленными коммуника
-
тивными задачами и последовательностью их реализации с помощью
учебных стратегий
.
Проведенный анализ языкового обеспечения
(
маркеров
)
текста
-
расчета также выявил их соответствие коммуникативным задачам
,
120
ISSN 1812-3368.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Естественные науки
”. 2004.
4
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook