Модель инженерно-технического текста-расчета и ее лингвистическое описание - page 6

b
= 0
,
т
.
е
.
при совпадении фаз параметрического возбуждения и демп
-
фирования
,
область неустойчивости расширяется
.
Что касается количественного содержания установленных компо
-
нентов
, 100 %
проанализированных текстов
-
расчетов содержали ком
-
поненты
1, 2, 3
и
80 % —
компонент
4.
Рассмотрим теперь установленные группы коммуникативных за
-
дач
,
учебных стратегий
,
а также лексико
-
грамматических выражений
каждого компонента модели инженерно
-
технического текста
-
расчета
.
1.
Выбор и определение объекта расчета
,
целей и задач
,
практиче
-
ской значимости реализуются в текстах с помощью учебных стратегий
,
которые могут быть определены следующими глаголами
:
отобрать
,
выбрать
,
выделить
,
установить
,
определить
,
сформулировать
,
на
-
звать
.
При этом глаголы
выбрать
,
отобрать
,
выделить
имеют здесь зна
-
чение
извлечь из массы информации то
,
что
,
по мнению автора
,
со
-
ставляет объект
,
цели и задачи расчета
”,
установить
— “
доказать
,
об
-
наружить
”,
определить
— “
с точностью выяснить
”,
сформулировать
— “
точно выразить мысль об объекте
,
целях и задачах расчета
”,
наз
-
вать
— “
раскрыть ее словами
”.
Для реализации задачи выбора и определения объекта расчета в
тексте употребляются следующие грамматические конструкции
: “
что
-
либо является чем
-
либо
”, “
что
-
либо
что
-
либо
”, “
что
-
либо заключа
-
ется в чем
-
либо
”,
а также
рассмотрим что
-
либо
”, “
остановимся на
чем
-
либо
”.
На грамматико
-
синтаксическом уровне компонент модели
Цели и
задачи расчета
представлен двусоставными предложениями
,
а также
односоставными с обобщенным значением лица
.
Задача расчета
составление условных
(
эквивалентных
)
формул
топлива
,
расчет стехиометрического соотношения компонентов и ко
-
эффициента избытка окислителя
а
,
а также энтальпия топлива
J
,
его компонентов и продуктов сгорания
.
Задача идентификации квазилинейного объекта заключается в
определении коэффициентов разностного уравнения
а
1
и
b
1
. . .
2.
Установление исходных параметров и ограничений
,
определение
главных и второстепенных показателей расчета реализуются в текстах
с помощью учебных стратегий
,
которые могут быть определены сле
-
дующими глаголами
:
ограничить
,
выбрать
,
установить
,
определить
,
классифицировать
,
перечислить
,
обозначить
.
При этом глагол
ограничить
имеет значение
установить и ввести
предел информации
,
включающий исходные параметры
,
показатели
расчета
,
сферы его действия
”,
выбрать
— “
на основании введенных
ограничений извлечь информацию об исходных параметрах
,
ограни
-
ISSN 1812-3368.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Естественные науки
”. 2004.
4
117
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook