делом (в модели Ферхюльста этот предел называется “емкостью”). Объемы продаж
и прибыль начнут снижаться с этого момента времени. С помощью логистической
кривой описывается динамика поведения систем различной природы: ускоренный
рост, равномерный, замедление роста и его остановка. График жизненного цикла
(ЖЦ) продукции также отражает действие закона убывающей отдачи.
При этом очень важный момент — эта та система координат, в которой рассчиты-
ваются и отслеживаются показатели ЛСУ. Это связано с наличием альтернативных
целей в логистике (низкие затраты на хранение и послепродажный сервис и по-
лучение высоких прибылей от деятельности) и эффектом конфликтующих затрат
(минимизация затрат отдельно по подсистемам не приведет к минимизации затрат в
целом по системе).
У производителя и потребителя продукции различные точки отсчета: менеджеры
по приему и оформлению заказов могут показывать высокую производительность
(например, количество принятых и оформляемых заказов в единицу времени), но в
то же время это может говорить о нехватке времени для детального и вежливого
обсуждения, что приводит к низкой степени удовлетворенности потребителей. По-
этому крайне важно найти некий компромисс между потребителем и поставщиком,
а для этого необходимо, чтобы показатели охватывали весь процесс, а не отдельные
операции.
Показатели, ориентированные на процесс, дают оценку степени удовлетворе-
ния потребителей цепью поставок. Они отражают общую продолжительность цикла
заказа или общее качество логистических услуг. Такие показатели характеризуют
совокупную эффективность всех операций, направленных на удовлетворение по-
требителей. Таким образом, еще раз акцентируется внимание не на оптимизации
отдельных операций или подсистем, а на оценке функционирования в целом.
Кроме того, так как логистическая система представляет собой сеть взаимосвя-
занных цепей, ее эффективность зависит от эффективности каждой логистической
цепи и составляющих ее звеньев.
Но было бы неправомерно отождествлять эффективность ЛС с простой суммой
показателей эффективности ее составляющих; скорее, здесь имеет место
кумуля-
тивный эффект
, суть которого заключается в том, что незначительная причина
может вызвать цепь следствий, каждое из которых все более существенно. Неболь-
шие и малозатратные, на первый взгляд, положительные изменения в организации
и управлении производственно-сбытовыми процессами на местах предприятиями–
участниками логистической цепи, — направленные на синхронизацию процессов,
ведут к повышению эффективности функционирования логистической системы в
целом. Кумулятивный эффект “запускает” в системе усиливающийся процесс по
повышению эффективности, что будет способствовать достижению управляемого
резонанса в интегрированной логистической системе. Другими словами, это путь от
эффективности локальной логистики к эффективности глобальных логистических
систем.
Необходимо отметить, что способность кумулятивного эффекта накапливать
определенные свойства действует и в обратном направлении — любые нарушения
принципиальных основ построения логистической цепи в единичных звеньях могут
привести к нарастающей лавинообразно дестабилизации функционирования всей
логистической системы.
Таким образом,
обобщающий показатель эффективности логистической си-
стемы должен:
— соединять главные показатели;
— оценивать реальный потенциал варианта цепи поставок;
— показывать степень достижения целей логистизации;
— определять уровень синхронизации потоковых процессов.
Формирование обобщающего показателя эффективности функционирования ло-
гистической системы включает в себя следующие этапы:
— определение основных целей логистической системы (для некоммерческих
структур не так важна прибыльность, как выполнение некоторых социально зна-
чимых экономических критериев — снижение безработицы, урбанизация и т.д.; для
производителей военной и спасательной техники наиболее существенно поддержа-
ние ее в полной готовности к эксплуатации и т.д);
124
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2008. № 1