— определение границ логистической системы, обусловленных целью ее созда-
ния и времени функционирования;
— определение временн´ого горизонта при разработке обобщающего показателя
(может рассчитываться исходя из стратегических целей одного предприятия или c
учетом интересов и целей всех участников, интегрированных в логистическую цепь;
длительности жизненного цикла определенных видов продукции и инновационных
проектов и т.д.);
— определение звеньев логистических цепей (поставщиков, разработчиков, про-
изводителей, посредников);
— определение всех видов ресурсов, потребляемых логистической системой на
данном временн´ом горизонте (например, на стадии разработки и проектирования
продукции в логистическую цепь могут быть включены научно-производственные
фирмы или будет принято решение организовать собственный инновационный
центр, что потребует определенного научного квалифицированного персонала);
— определение всех видов преобразований ресурсов в готовую продукцию и
услуги с дальнейшей их детализацией по видам бизнес-процессов;
— определение видов готовой продукции и услуг;
— планирование и определение результатов, ожидаемых от деятельности логи-
стической системы;
— прогнозирование и классификация рисков и форс-мажорных обстоятельств;
— планирование, классификация, оценка и расчет затрат различного рода и про-
исхождения.
Конечным итогом, стратегической целью выполнения логистической триады
“быстрее–лучше–дешевле” является увеличение сбыта продукции и получение
прибыли, что является целью любой предпринимательской деятельности. Поэто-
му в качестве обобщающего показателя эффективности функционирования ЛСУ
предлагается взять общесистемный критерий эффективности производственно-
хозяйственной деятельности, получаемый с помощью стоимостных оценок резуль-
татов и затрат на ведение бизнеса:
Э
=
Р
−
З
→
max
.
(1)
Стоимостная оценка результатов
Р
за период времени
Т
=
t
2
−
t
1
складывается
из показателей объемов реализации продукции и цены за единицу
i
-го вида про-
дукции
Ц
i
, (
i
= 1
, n
;
n
— количество видов выпускаемой продукции). В условиях
рыночной экономики показатель объемов реализации имеет первостепенное значе-
ние; от того, как продается продукция, какой на нее спрос на рынке, зависит и объем
ее производства.
Показатель эффективности в таком виде приемлем и для глобальной логисти-
ческой системы, и для оценки эффективности деятельности отдельных участников
цепи; разница будет лишь в интерпретации результатов и затрат (табл. 2)
Таблица 2
Интерпретация результатов и затрат в логистике
Р
(результаты)
З
(затраты)
ЛС
(логистическая
система)
Темп поставки готовой
продукции конечному по-
требителю
Общие затраты на весь
ЖЦ наукоемкого изделия
ЛЦ
(логистическая
цепь)
Темпы реализации вы-
полненных работ соответ-
ственно этапу ЖЦ (тем-
пы проектирования, про-
изводства, транспортиров-
ки и т.д.)
Затраты конкретного пред-
приятия — участника ЖЦ
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2008. № 1
125