Обращает на себя внимание тот факт, что декларация подписа-
на не главами государств или правительств, а министрами образова-
ния, поскольку цели этой декларации —
создание стандартной си-
стемы образования для стран Евросоюза.
Проблема ряда европей-
ских стран — длительность обучения, особенно для получения степени
бакалавра. В большинстве европейских стран сам процесс обучения
бесплатен, но стипендии, как правило, нет, при этом необходимо опла-
чивать проживание, питание и прочие услуги в кампусе. Как следствие
такой ситуации — наличие большого числа молодых людей, бросив-
ших учебу и не сумевших найти работу.
Именно для них предназначены программы, которые должны были
сократить продолжительность обучения. Цель Болонской (1999) и бо-
лее ранней Сорбонской (1998) деклараций —
привести квалификацию,
полученную в высшем учебном заведении, в соответствие с требо-
ваниями европейского рынка труда
. По мнению создателей деклара-
ции, это должно не только уменьшить число студентов, прервавших
обучение, но и способствовать их трудоустройству. Для того чтобы
убедиться, удалось ли достигнуть цели, рассмотрим данные (табл. 1),
приведенные академиком В.В. Луниным в работе [2].
Распределение бакалавров по различным видам деятельности после
получения степени бакалавра
Страна
Использование
диплома бакалавра, %
Дальнейшее обучение, % Работа, совмещаемая
с обучением
Германия
4,4
95
–
Дания
8,2
91,8
–
Франция
15,6
74,4
–
Италия
33,8
40,6
11,1
Ирландия
46,0
46,0
6,7
Англия
46,0
34,5
–
Согласно приведенным сведениям, представленным в табл. 1, зна-
чительное число бакалавров (приблизительно половина) шести веду-
щих стран Европы предпочитает продолжить учебу до получения ди-
плома о полном высшем образовании.
В 2005 г. Министерством образования и науки России был издан
Приказ № 40 от 15 февраля 2005 г. “О реализации положений Болон-
ской декларации в системе высшего профессионального образования
Российской Федерации” [3]. В 2007 г. введен в действие Федераль-
ный закон № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. “О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части
118
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 5