установления уровней высшего профессионального образования)” [4].
Министерство образования и науки России не проводило мониторинга
трудоустройства выпускников российских вузов с дипломами бакала-
вра. Согласно опросам, проведенным региональными службами заня-
тости, на работу с дипломом бакалавров устраивается примерно 5%
от числа всех выпущенных бакалавров. Достоверный результат о реа-
лизации Болонского соглашения в высшей школе России может быть
получен не ранее 2016 г., когда будут выпущены первые магистры,
которые начали учебу на степень бакалавра с первого курса.
Особенности высшего технического образования России.
Ве-
ками российские высшие технические учебные заведения выпуска-
ли инженеров. Все программы формировались под выпуск специа-
листов. Отечественные пяти- или шестилетние программы обучения,
после освоения которых присваивалась квалификация “специалист”,
полностью соответствуют основным целям, которые ставит европей-
ская реформа образования. Система трудоустройства специалистов с
высшим образованием учитывала потребности отечественного произ-
водства в инженерах. Такая же цель —
трудоустройство выпускников
на европейском рынке труда
— лежит в основе документов, касаю-
щихся осуществления Болонского процесса [5–7]. Россия могла бы
помочь Европе решить проблему подготовки кадров с учетом своего
успешного опыта по выпуску инженеров-специалистов.
Российская Федерация не является членом Европейского Союза,
не входит в списки на сайте Европейской комиссии по образова-
нию EUROPASS [8], не является участником специальных программ
PLOTEUS [9]. Тогда возникает вопрос: какова же цель проведения ре-
форм в России на основе Болонской декларации? Эксперты полагают
[10], что Европа пытается таким способом составить конкуренцию
США.
Действительно в Болонской декларации прямо утверждается, что
при проведении реформ необходимо рассматривать повышение конку-
рентной способности европейской системы образования как одну из
основных задач. На эту же цель направлено условие
обязательного
обучения каждого студента в течение одного семестра в зарубеж-
ном университете
. Однако и здесь для России существуют трудности
в согласовании кредитных систем зачетов, признании в Европе рос-
сийских дипломов и приложений к ним. Все это усложняет обмен сту-
дентами. Овладение иностранным языком (предпочтительно англий-
ским), материальное обеспечение [11], успешное освоение кредитной
системы и стремление к совершенствованию своего образования явля-
ются залогом вхождения в европейскую образовательную систему. По
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 5
119