О реализации принципа имплозии в кумулятивных зарядах с полусферическими облицовками…
82
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2017. № 3
Рис. 5.
Массово-скоростные распределения (
а
) и их плотности (
б
) для кумулятивных
струй, формируемых конической облицовкой и полусферическими облицовками с раз-
личным соотношением толщин при вершине и у основания:
1
— 2,4 мм/1,0 мм;
2
— 2,4 мм/1,6 мм;
3
— 2,4 мм/2,4 мм
лений (рис. 5,
а
) имеют следующий смысл: ордината каждой их точки соответ-
ствует массе материала струи, движущейся с осевой скоростью, не менее значе-
ния, задаваемого абсциссой этой точки. С учетом принятого правила построе-
ния (1) кривые
m
(
v
z
) всегда имеют характер монотонного снижения с ростом
скорости и обрываются на оси абсцисс при определенном ее значении, которое
фиксирует максимальную скорость струйного течения (скорость головной ча-
сти кумулятивной струи
v
jh
) — частиц материала со скоростью выше данного
значения в струйном течении нет. Следует также отметить, что для полностью
сформировавшейся кумулятивной струи в состоянии инерционного удлинения
соответствующее ей массово-скоростное распределение, очевидно, изменяться
уже не будет (несмотря на то, что поперечные размеры различных частей струи
по мере их растяжения будут уменьшаться).
Анализ кривых плотности массово-скоростных распределений (рис. 5,
б
)
свидетельствует о том, что ее значение максимально для струи, формируемой
полусферической облицовкой постоянной толщины δ
s
1
= δ
s
2
= 2,4 мм. Однако
высокая плотность массово-скоростного распределения для этой облицовки
приходится на узкий скоростной интервал — скорость головной части форми-
руемой ей струи невелика и составляет 5,3 км/с. Интересно проследить за зна-
чением
q
(
v
z
) для струи из полусферической облицовки дегрессивной толщины
2,4 мм/1,0 мм, скорость головной части которой близка к скорости, обеспечива-
емой конической облицовкой. Согласно кривым, приведенным на рис. 5,
б
, уже
в количественном выражении можно установить то, о чем высказывания ранее
носили качественной характер — на головной части со скоростью более 7 км/с
по массивности кумулятивной струи конус превосходит полусферу с дегрессив-
ной толщиной 2,4 мм/1,0 мм, которая, в свою очередь, формирует заметно более
массивный участок струи в скоростном диапазоне 3…6 км/с. На хвостовой