Previous Page  13 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 22 Next Page
Page Background

О реализации принципа имплозии в кумулятивных зарядах с полусферическими облицовками…

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2017. № 3

83

части со скоростью менее 3 км/с струя из конической облицовки снова стано-

вится существенно массивнее, чем струя из рассматриваемой полусферической.

Следует обратить внимание на характерную особенность изменения плотности

массово-скоростных распределений для кумулятивных струй, формируемых

полусферическими облицовками дегрессивной толщины, проявляющуюся при

достаточно высокой степени их дегрессивности — наличие экстремума (точки

максимума) в хвостовой части в диапазоне скоростей 2,5…3,5 км/с. В отличие от

указанных полусферических облицовок распределения

q

(

v

z

) для кумулятивных

струй, формируемых конической облицовкой, такой особенности не имеют и

монотонно возрастают с уменьшением значения

v

z

.

Если в интеграле (2) нижний предел интегрирования принять равным ско-

рости хвостовой части кумулятивной струи

v

jt

, то значение интеграла (2) даст

полную массу всей струи. Полагая

v

jt

= 2 км/с (части высокоградиентных куму-

лятивных струй со скоростью ниже данного значения вклада в пробивное дей-

ствие по металлическим преградам, как правило, не дают [2]), можно провести

сравнительный анализ «выхода» в кумулятивную струю массы материала раз-

личных облицовок. В случае конической облицовки масса струи составляет

около 30 %, а в случае полусферической постоянной толщины — около 50 %

массы облицовки (таблица). Полученные для этих облицовок по относительной

массе струи результаты хорошо коррелируют с данными, приводимыми в рабо-

те [2]. Для полусферических облицовок дегрессивной толщины «выход» мате-

риала в струю повышается примерно до 60 %. Следует отметить, что в случае

полусферы с соотношением толщин при вершине и у основания 2,4 мм/1,0 мм,

приближающейся по скорости головной части формируемой кумулятивной

струи к конусу, при в 2 раза меньшей, чем у него, массе обеспечивается даже не-

сколько большее значение полной массы струи.

Масса кумулятивных струй, формируемых различными облицовками

Облицовка

Масса облицовки, г

Масса кумулятивной струи

г

%

Коническая

259

72

28

Полусферическая с соотно-

шением толщин, мм/мм:

2,4/2,4

2,4/2,0

2,4/1,6

2,4/1,2

2,4/1,0

205

183

162

140

129

106

108

101

84

76

52

59

62

60

59

Как уже было отмечено, одним из основных факторов, определяющих глубину

проникания кумулятивной струи в преграду, является ее длина [2, 24]. Вследствие

градиента осевой скорости (разности скоростей движения головной и хвостовой

частей) кумулятивная струя после формирования в процессе движения к преграде

некоторое время удлиняется, пока не разрывается на отдельные безградиентные