спроса на продукцию, ее качества, цены, рекламной и трансакционной
политики, издержек и результатов этой политики.
Трансакционная политика машиностроительного предприятия как
составная часть системы продаж включает в себя: сбор и переработку
информации о потенциальных сегментах и клиентах — потребителях
продукции, конкурентах, группах стратегического влияния; проведе-
ние переговоров и принятие решений; контроль за соблюдением кон-
трактов и принуждение к их выполнению; защиту прав собственности.
Именно с трансакционными издержками и связана реализация этой
политики.
Трансакционные издержки представляют собой операционные из-
держки сверх основных затрат на производство и обращение, кос-
венные, сопряженные расходы (так называемые трансформационные
издержки). Их можно определить как издержки экономического вза-
имодействия. Трансакционные издержки включают в себя издержки
сбора и переработки информации, проведения переговоров, контроля
за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Таким
образом, если уровень трансформационных издержек определяется
в основном технологическими факторами производства, то уровень
трансакционных издержек — в первую очередь, правовыми и социаль-
ными нормами.
Трансакция (от лат. transactio — совершение, акт экономического
взаимодействия, договор, сделка) является базовой единицей анализа
в рыночной экономике. Категория трансакции, охватывающая как ма-
териальные, так и контрактные аспекты обмена, понимается широко
и используется для обозначения обмена товарами и услугами, дол-
госрочных и краткосрочных сделок, требующих детализированного
документального оформления и предполагающих простое взаимопо-
нимание сторон.
Снижение трансакционных издержек зависит от системного накоп-
ления информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах
стратегического влияния, которые можно рассматривать в качестве по-
тенциальных партнеров по рыночным трансакциям. Международный
опыт поиска и анализа подобной информации свидетельствует о том,
что игнорирование этой функции приводит к существенному росту
транзакционных издержек и в конечном счете к банкротству предпри-
ятия.
Предполагается, что, с одной стороны, машиностроительное пред-
приятие стремится обеспечить максимальную выручку за счет свое-
временного сбыта продукции в полном объеме, а с другой — заин-
тересовано в минимизации производственных и трансакционных из-
держек. Эти интересы не противоположные, а различные. Наличие
102
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2010. № 1