фессиональных кадров технического профиля. Именно профессио-
нальная компетентность характеризует мобильность специалиста на
рынке труда, подготовленность к саморазвитию, продолжению обра-
зования. Составляющими профессиональной компетентности выпуск-
ников вузов являются общекультурные и профессиональные компе-
тенции, что отражено в Федеральных государственных образователь-
ных стандартах высшего профессионального образования третьего
поколения. Как отмечают разработчики компетентностного подхода
в образовании, компетенции должны формироваться на всех этапах
образовательного процесса и во внеурочной деятельности. Поэтому
актуальной в настоящее время остается проблема формирования про-
фессиональной компетентности в процессе обучения химии, физике и
математике. Эти общеобразовательные предметы составляют основу
фундаментальных знаний и являются обязательными дисциплинами
для изучения в профессиональных образовательных учреждениях раз-
личных уровней и ступеней обучения.
Понятие профессиональной компетентности.
Химия, физика как
предметы для изучения имеют большой потенциал для формирования
ключевых компетенций, к которым относят
общекультурные
(инвари-
антные к профессиональной деятельности) компетенции, обладающие
надпредметным характером, и
общепрофессиональные
компетенции
(знания и умения фундаментальной направленности) [1, 2]. В отли-
чие от обобщенных, универсальных знаний, компетентность имеет
действенный,
практико-ориентированный характер
. Профессиональ-
ная компетентность шире знаний и умений в определенной области
профессиональной деятельности, так как включает их в себя наряду
с принятыми ценностями, качествами личности, обеспечивающими
освоение компетенций.
Учитывая интегративный собирательный характер компетентно-
сти (А.А. Дорофеев, А.М. Новиков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицина и др.),
под профессиональной компетентностью будем понимать интеграль-
ное качество личности, характеризующее способность и готовность
применять приобретенные знания и умения для продуктивного выпол-
нения профессиональных функций, в том числе проблемного характе-
ра, на основе ценностного самоопределения, опыта деятельности [3].
Следует отметить, что компетентностная модель специалиста не
является моделью выпускника профессионального образовательного
учреждения любого уровня и ступени, так как компетентность свя-
зана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в
должном объеме студент приобрести не может [4]. В профессиональ-
ном образовательном учреждении формируется только базовый уро-
вень компетентности, которая будет развиваться в процессе дальней-
шей практической деятельности. Компетентность может быть оценена
116
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 1