туационные задания, которые позволяют сформировать познания на
данном уровне и оценить компетентность.
Образовательный процесс на отраслевых факультетах МГТУ
им. Н.Э. Баумана тесно связан с производственной средой, поэтому
большое внимание уделяется практическим занятиям. На младших
курсах (первый и второй курс) — это выполнение лабораторных работ,
в том числе на базе предприятий, на старших — приобретение прак-
тических навыков в проектных, конструкторских, технологических
отделах, научно-исследовательских лабораториях.
Ориентирование практических занятий по профилю специализи-
рованных кафедр требует постановки специализированных лабора-
торных работ. Студенты первого курса, обучающиеся на факульте-
те ОЭП, на занятиях по химии выполняют лабораторную работу по
определению оптической плотности различных сред с использованием
заводского оборудования; студенты старших курсов — по технологии
нанесения оптических (металлических и диэлектрических) покрытий,
юстировке оптических узлов, определению погрешностей изготовле-
ния призм.
На базе РКК “Энергия” студенты старших курсов выполняют ла-
бораторные работы по газовой хроматографии, инфракрасной спек-
трометрии, люминесцентному анализу, анализу компонентов топлив и
рабочих тел на соответствие ГОСТам методами кулонометрии, титро-
вания, кондуктометрии. При этом студенты приобретают практические
умения и навыки безопасного обращения с различными веществами и
приборами, умения работать в команде, осуществлять исследователь-
скую деятельность и оценивать ее результаты и другие компетенции.
Кроме того, формируются
профессиональные технические способно-
сти
, на основе которых в процессе дальнейшего обучения развиваются
профессиональные компетенции [1, 3].
Кроме учебной работы студенты отраслевых факультетов участ-
вуют в химических олимпиадах и в научно-исследовательских рабо-
тах (НИР). По линии студенческого научно-технического общества
студенты приобщаются к реферативной и исследовательской работе,
более глубоко изучая теоретические разделы химии или выбирая те-
матику прикладного характера, в том числе связанную с их будущей
профессиональной деятельностью.
Результаты проводимой авторами настоящей статьи эксперимен-
тальной работы по организации образовательного процесса в техни-
ческом вузе, а также анализ работ по исследуемой проблеме показали
необходимость реализации образовательного процесса на основе тех-
нологий
личностно ориентированного развивающего
обучения [20].
122
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 1