нитридными, вольфрамовыми покрытиями на деталях из материала на
основе углерода). Получение покрытий осаждением из газовой фазы.
4. Электрохимия. Методики нанесения покрытий химическим и
гальваническим методами для высоконагруженных узлов. Электрохи-
мическое получение послойных покрытий и сплавов. Изготовление
изделий из сплавов тугоплавких металлов методом электрохимиче-
ской размерной обработки (ЭХРО). Анодно-механическая обработка
изделий.
5. Коррозия и защита от коррозии. Примеры влияния активно-
сти компонентов топлив на коррозионную стойкость конструкцион-
ных материалов, методика коррозионных испытаний. Способы защи-
ты от коррозии металлических деталей оптико-электронных приборов
с учетом условий их эксплуатации.
Практика показала, что для формирования профессиональных
компетенций будущего специалиста, необходимых для осуществле-
ния деятельности в соответствии со специальностью или стандартом
по направлению, в программе общеобразовательного курса химии
профессионально значимые сведения следует выделять в отдельный
модуль, например “Химия конструкционных материалов в оптико-
электронном приборостроении”. В соответствии с этим программа
базового курса химии на отраслевых факультетах может включать в
себя четыре модуля:
Модуль 1.
Строение вещества. Химия элементов и их соединений.
Модуль 2
. Общие закономерности протекания химических реакций.
Модуль 3
. Химические и электрохимические процессы в растворах.
Модуль 4
. Химия конструкционных материалов.
Основное содержание модулей 1–3 в рамках базового курса химии
является инвариантным. Однако следует отметить, что учебный мате-
риал этих модулей не полностью совпадает, так как многие факты и
закономерности движения химической формы материи иллюстриру-
ются на различных примерах, характерных для той или иной области
профессиональной деятельности.
Рассмотрим особенности изложения раздела курса химии “Кине-
тика и катализ” с учетом специфики профессиональной подготовки на
факультете РКТ на примере каталитического воздействия химических
веществ на ракетные топлива.
Катализаторами окисления (самовоспламенения) топлива в реак-
тивном двигателе являются соли металлов с переменной степенью
окисления, поэтому некоторые соли железа, меди, ванадия и других
металлов применяют для снижения периода задержки воспламенения.
Неорганические соли растворяются в окислителе, а соли высокомоле-
кулярных органических кислот — в горючем; в двух случаях носителя-
ми каталитической активности являются катионы металлов. Известно,
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 1
119