(СМП) получил возможность функционировать в полную силу. В усло-
виях освоения труднодоступных месторождений полезных ископае-
мых на полуострове Ямал, в Северной Сибири, а в перспективе и на
Арктическом шельфе [1], эта водная артерия имеет большое значение
[2]. Кроме того, такие крупные реки Сибири, как Обь, Енисей и Ле-
на, впадают в Северный Ледовитый океан, открывая водный путь для
важных грузов к городам, находящимся вдоль берегов этих рек, что
немаловажно, учитывая хозяйственную направленность региона [3].
Использование СМП существенно ограничивается природными фак-
торами: главным препятствием для прохода судов по трассе является
лед, а также изменение ледовой обстановки на пути следования в зави-
симости от физико-географических особенностей и сезонно-погодных
условий [4].
Очевидно, что знание текущей ледовой обстановки на пути следо-
вания судов приобретает первостепенное значение. Средства космиче-
ского мониторинга Земли в настоящее время способны предоставлять
с обширным территориальным охватом наиболее точную информацию
о состоянии трассы судна.
Постановка задачи, выбор объекта исследования.
Анализ дан-
ных позволяет оптимизировать пути следования с тем, чтобы потери
на преодоление ледяных заторов были минимальны. Так, например,
атомоход “Россия” в период 13–17 мая 2012 г. осуществил проводку
теплохода “Капитан Данилкин” от пролива Карские Ворота до бухты
Солнечная на о. Большевик (архипелаг Северная Земля) на основании
радиолокационных изображений с КА RadarSat-1 и RadarSat-2. Нали-
чие объективной и своевременной информации о ледовой обстановке
позволило каравану пройти оптимальным маршрутом (рис. 1) — сна-
чала по заприпайной полынье в разреженном льду со скоростью 12
узлов, а затем по ровному тонкому припайному льду со скоростью 10
узлов [5].
Необходимо отметить, что космический сегмент мониторинга, не-
смотря на все свои несомненные преимущества, в случае полярных
областей должен постоянно находиться в тесном взаимодействии со
службами гидрометеорологической статистики по исследуемому ре-
гиону, что позволит обеспечить наиболее качественный прогноз пове-
дения интересующего объекта.
По данным многолетних наблюдений [6–8] известно, что с октября
по май Карское море полностью замерзает. Северная часть моря, куда
спускаются океанические отроги ледяных массивов, всегда покрыта
льдами. Самые напряженные месяцы для судоходства — с февраля по
май, когда приходится проводить суда через окрепший за зиму лед.
118
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 1