Рис. 1. Путь атомохода “Россия”, планировавшийся на основании космических
снимков [7]
Пролив Карские Ворота, расположенный между островами Вай-
гач и Новая Земля, имеет наиболее тяжелые условия для навигации
вследствие обмена льдом с Карским морем [9]. Преобладают одно-
летние дрейфующие льды, толщина которых в конце зимы достигает
0,12–0,14 м. В проливе часто имеет место сжатие и торошение ле-
дяных полей, что значительно затрудняет их преодоление. В данном
районе периодически наблюдается одно из малоизученных явлений,
характерное для проливов арктических морей, так называемая ледо-
вая река — поток дрейфующего с большой скоростью льда, способный
блокировать работу даже атомных ледоколов [10].
Обычно лед затрудняет подход к проливу только до первой декады
июля. Это местный лед Баренцева моря и более крепкий лед Карского
моря, выносимый через пролив Карские Ворота в Баренцево море.
Если значительного выноса льда из Карского моря нет, местный лед
Баренцева моря уже в конце июня не создает трудностей для прохода
судов. В некоторые годы лед, выносимый из Карского моря, может
блокировать подход с запада к проливу Карские Ворота до 15–25 июля.
Большой территориальный охват, повторяемость поступления ин-
формации и оперативность обработки позволяют использовать спут-
никовые данные для обеспечения навигации и круглогодичного пла-
вания по СМП, особенно для этих целей эффективно применение
данных всепогодной радиолокационной съемки различного простран-
ственного разрешения и охвата [4]. В отличие от оптических средств
наблюдения, фиксирующих отражeнное излучение, в основном, в ви-
димой и инфракрасной областях спектра, радиолокационная съемка
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2013. № 1
119