Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях глобализации экономики - page 2

ванный на стратегиях конкуренции. Не вдаваясь в подробности, сле-
дует заметить, что данный подход позволяет провести анализ дости-
гаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного
количественного выражения результатов оценки и поэтому не может
быть взят за основу современной системы обеспечения КС.
В последние десятилетие в России для повышения КС [7] предпри-
ятий и продукции на предприятиях внедряются
системы качества
с
последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии
ISO 9000. Под “системой качества” понимают совокупность органи-
зационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых
для общего руководства качеством на предприятии. Широкое распро-
странение при создании систем качества получают концепция TQM
(total quality management) — всеобщего управления качеством — и кон-
цепция CWQC (company wide quality control) — управления качеством
в рамках компании. Из практики внедрения и сертификации систем
управления качеством на российских предприятиях известно, что не
менее трети сертифицированных предприятий относятся к внедрен-
ным системам качества формально, без понимания сути концепции
TQM. Для таких предприятий, пытающихся выйти со своей продук-
цией на внешний рынок, система качества служит лишь средством на
пути получения необходимого сертификата, требуемого внешними по-
требителями. Понятно, что формальное внедрение системы качества
и получение сертификата на данную систему и производимую про-
дукцию может служить лишь одним из необходимых, но отнюдь не
достаточным условием обеспечения конкурентоспособности предпри-
ятия.
В конце ХХ в. многолетний западный и уже наработанный оте-
чественный опыт показали, что компании, сосредоточенные на при-
были за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают
близорукостью, именно такие компании попадают в ловушки, рас-
ставленные крупными участниками рынка, из-за своей недальновид-
ности. Для российских предприятий принято строить свою деятель-
ность на основе данных бухгалтеров, которые обычно не воспринима-
ют слова: стратегия, маркетинг и др. Еще недавно характерными были
ситуации, когда при наличии прибыли предприятие являлось неплате-
жеспособным, т.е. не могло погасить свои текущие обязательства, и,
наоборот, имея убытки, предприятие аккуратно рассчитывалось с по-
ставщиками, сотрудниками, государством и кредиторами. Уже по этим
примерам можно судить о том, что получение прибыли не может рас-
сматриваться как стратегическая цель и критерий успешности функ-
ционирования предприятия. Но если не прибыль, то что же можно
94
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook