Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях глобализации экономики - page 3

принять в качестве критерия эффективности деятельности предприя-
тия? Известны ситуации, когда предприятие, обрадовавшись высоким
мировым котировкам цен, поддавалось эйфории и тут же теряло своих
клиентов, а затем и самостоятельность. В целом ряде отраслей Россия
уже не контролирует всю технологическую цепочку, а только часть
ее. Да и целесообразность этого контроля в эпоху глобализации вы-
зывает вопросы. Именно поэтому работы М. Портера, посвященные
кластерам очень актуальны. Кластерный подход, как показывает ми-
ровая практика, является мощным инструментом для стимулирования
социально-экономического развития, которое в конечном итоге ведет к
увеличению занятости, заработной платы, повышению устойчивости,
конкурентоспособности и эффективности национальной экономики.
Однако в России кластерный подход еще пока слабо развит и под-
час остается за пределами внимания исследователей, в то время как
развитие промышленных кластеров является одним из важных эле-
ментов промышленной политики. В настоящее время в России уже
возник ряд кластеров — это кластер лесопереработки в Архангельской
области, кластер автомобильной промышленности в Тольятти, аэро-
космический кластер в Самаре, кластер информационных технологий
в московском регионе и ряд других.
Методология М. Портера основана на построении так называемого
ромба конкурентных преимуществ, приведенного на рис. 1.
По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с опре-
деленными проблемами и задачами, преодоление и решение которых
осуществляются посредством применения различных управленческих
методик и технологий. Попробуем проанализировать эти задачи и вы-
явить ключевые характеристики или индикаторы КС, отражающие со-
стояние предприятия по мере его развития.
Первая задача
, которая возникает у предприятия, работающего в
условиях рынка, это элементарное выживание или способность опла-
чивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача ре-
шается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной
продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализа
рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.
По достижении платежеспособности возникает естественная зада-
ча достижения прибыльности предприятия. На этом этапе маркетин-
говые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ
затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и
организационно-технологическими (анализ эффективности производ-
ства, технологичности и т.п.).
После решения насущных текущих задач возникают задачи другого
уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне являет-
ся стратегичность управления. Менеджмент компании после решения
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
95
1,2 4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook