Взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния
предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менедж-
мента представлена на рис. 1.
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и
известные подходы к оценке и повышению его КС, можно сформули-
ровать основные принципы концепции обеспечения КС предприятий.
1. Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС
продукции и собственно КС предприятия.
2. Следует выделять разные критерии КС предприятия в зависимо-
сти от горизонта планирования и управления на предприятии.
3. Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне
является интегральный показатель КС продукции.
4. На тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его об-
щим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется ком-
плексным показателем его состояния.
5. На стратегическом уровне КС предприятия характеризуется ин-
вестиционной привлекательностью, критерием которой является рост
стоимости бизнеса.
Конкурентоспособность продукции представляет собой важный
показатель КС предприятия, так как производство и сбыт конкуренто-
способной продукции обеспечивают наличие денежного потока. Оцен-
ка КС продукции осуществляется посредством трех основных мето-
дов — эвристического (экспертного), квалиметрического, комплексно-
го (интегрального). Обеспечению, оценке и управлению КС продукции
посвящено достаточное количество работ.
Существующие методики комплексной оценки финансово-хозяй-
ственной деятельности предприятия позволяют охарактеризовать КС
предприятия на тактическом уровне. Существует довольно большое
количество методик оценки состояния предприятия. Стандартов же
оценки, как и единой методики, не существует, так как практически
каждая консалтинговая (консультационная) компания в России и на
Западе, да и немало предприятий обладают собственными “уникаль-
ными” методиками оценки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А з о е в Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр
экономики и маркетинга, 1996.
2. К о у п л е н д Т., К о л л е р Т., М у р р и н Д ж. Стоимость компаний:
оценка и управление / Пер. с англ. – М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 1999. – 576 с.
3. М о и с е в а Н. К. Международный маркетинг: Учебник. – М.: Центр экономики
и маркетинга, 1998.
4. П о р т е р М. Конкуренция. – СПб.: Питер, 2003.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
99