Заключение.
Полученные результаты показали, что математиче-
ская модель, основанная на замене ЭТ некоторой ФС, позволяет мо-
делировать физико-химические процессы в криволинейных элемен-
тах конструкции системы охлаждения прямоточных двигателей мини-
мальными дополнительными вычислительными усилиями. Важность
этого обстоятельства обусловлена:
1) необходимостью совместного расчета камеры сгорания и систе-
мы ее охлаждения;
2) многовариантным проектированием панелей системы охлажде-
ния. Фактически речь идет об обратной задаче (определение оптималь-
ной геометрии каналов панели охлаждения, позволяющей максималь-
но использовать полный хладоресурс ЭТ), решение которой сводится
к решению совокупности прямых задач.
Точность подобных моделей сильно зависит от используемого на-
бора эмпирических констант, поэтому их верификация требует тща-
тельного сопоставления расчетных и экспериментальных данных.
Применение ЭТ в высокоскоростных летательных аппаратах вы-
глядит весьма перспективно и позволяет малым количеством топлива
охлаждать достаточно большие участки камеры сгорания. Однако кон-
струкция системы охлаждения конкретного изделия во многом зависит
от используемого топлива (эксплуатационные и энергетические харак-
теристики, эндотермический эффект), насоса для его подачи, длитель-
ности полета, тяги двигателя, размеров и материалов камеры сгорания.
Поэтому необходимы дополнительные расчетно-экспериментальные
исследования для разработки оптимальных систем охлаждения для
высокоскоростных летательных аппаратов различного назначения.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект
№ 12-01-00109).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Yanovski L.
Endothermic fuels for hypersonic aviation // Fuels and Combustion
Technology for Advanced Aircraft Engines // AGARD Propulsion and Energetic
Panel 31st Symposium. Fiuggi, Italy, 10–14 May, 1993. P. 1–44.
2.
Исследование
закономерностей термодеструкции эндотермического топлива
при повышенных давлениях / Л.С. Яновский, Е.П. Федоров, Г.И. Ковалев,
М.Л. Немчиков // Вопросы авиационной науки и техники. Сер. Авиац. дви-
гателестроение. 1987. № 3. С. 41–51.
3.
Эндотермические
топлива и рабочие тела силовых и энергетических установок /
Л.С. Яновский, Т.Н. Шигабиев, Ф.М. Галимов, В.Ф. Иванов. Казань: Изд-во
РАН, 1996. 264 с.
4.
Яновский Л.С.
Особенности теплоотдачи к эндотермическому топливу на на-
чальном участке обогреваемого канала в условиях жидкофазного автоокисле-
ния / Проблемы химической регенерации тепла в летательных аппаратах и си-
ловых установках. Сб. статей (Тр. ЦИАМ № 1284); под ред. О.Н. Фаворского.
1990. С. 31–44.
96
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2015. № 1