Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

С.Т. Суржиков

34

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5

Особенности неравновесной ионизации при скорости

v

7 км/с на высо-

тах 60…80 км у поверхности экспериментального КА, которая явилась причи-

ной потери радиосвязи с КА, исследованы в работах [11, 12]. В работе [13] ука-

занная компьютерная модель протестирована на примере задачи определения

аэродинамических коэффициентов и моментов тангажа капсулы Stardust на ги-

перзвуковом участке полета.

Рис. 1.

Траектории некоторых

спускаемых космических

аппаратов:

1

,

2

— сверхорбитальный и орбиталь-

ный вход перспективного транспорт-

ного корабля;

3

— КА Orion;

4

— зонд Stardust;

5

— КА Fire-II;

6

— корабль Apollo-4

В настоящей работе исследованы аэрофизические и газодинамические ха-

рактеристики спускаемого КА при относительно низких гиперзвуковых скоро-

стях, когда ионизация газа в возмущенной области течения остается заметной.

На участке полета на высотах

H

= 60…30 км при

v

7…1 км/с значительно

увеличивается толщина сжатого слоя и заметна ионизация газа в сжатом слое. В

летном эксперименте RAMC-II было установлено, что при скорости гиперзву-

кового аппарата

v

7 км/с наблюдается блокировка радиосвязи в диапазоне

высот

H

= 90…25 км, что связано с ионизацией газа в сжатом слое.

С вопросом исследования аэрофизики сжатого слоя у поверхности спускае-

мого аппарата непосредственно связана задача о поисках путей создания и при-

менения электромагнитных актюаторов для управления гиперзвуковыми пото-

ками. Исследования [14, 15], выполненные в последнее время, показали, что ис-

пользование электромагнитных актюаторов в гиперзвуковых технологиях имеет

перспективы. Выявлено, что эффективность электромагнитных актюаторов зави-

сит не только от их свойств как электроразрядных устройств, но и от условий их

применения, т. е. от таких характеристик газовой среды, как давление, скорость,

степень ионизации. Использование актюаторов необязательно связано с силовым

воздействием на поток или его ускорением. Они могут оказаться эффективными

при решении проблемы прохождения электромагнитных волн через сжатый

слой, обеспечения заданных параметров работы отдельных приборов или эле-

ментов конструкции (например, иллюминаторов) на борту КА. В связи с этим

изучение аэрофизики газового потока у поверхности КА имеет более широкое

предназначение, чем определение аэродинамических коэффициентов и обеспече-

ние тепловой защиты.