Аэрофизика гиперзвукового потока воздуха у поверхности спускаемого КА…
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Естественные науки. 2016. № 5
35
Распределение давления в возмущенной области течения в общем трехмер-
ном случае обтекания КА под углом атаки показано на рис. 2. Условия у навет-
ренной и подветренной частей поверхности отличаются кардинальным обра-
зом. Если у лобовой поверхности давление достигает долей атмосферы, то над
подветренной поверхностью давление падает более чем на порядок.
Рис. 2.
Распределение давления в окрестности перспективного
транспортного корабля в первой точке траектории
В настоящей работе основное внимание уделено изучению сжатого слоя
у лобовой поверхности КА.
Изучаемые точки траектории, приведенные в таблице, охватывают диапа-
зон высот
H
62…34 км. На высоте 62 км скорость возвращаемого аппарата
близка к 7 км/с (М = 24), т. е. к точке траектории, изученной в работах [11, 12],
для которой имеются экспериментальные летные данные. На высоте 34 км ско-
рость КА снижается до
v
∞
2 км/с, что соответствует М = 7. Примечательно, что
для последних пяти точек траектории давление торможения
p
0
в сжатом слое
практически не изменяется.
Значения траекторных параметров
Номер точки
траектории
t
, с
H
, км
,
v
м/с
,
T
K
,
p
эрг/см
3
,
г/см
3
0
,
p
эрг/см
3
1
1922
62
6885,8 0,243E+03 0,184E+03 0,263E-06 0,125E+06
2
1946
56
6506,5 0,258E+03 0,379E+03 0,511E-06 0,216E+06
3
1976
50
5740,9 0,271E+03 0,778E+03 0,100E-05 0,329E+06
4
2004
46
4790,1 0,267E+03 0,128E+04 0,167E-05 0,383E+06
5
2055
40
3070,3 0,250E+03 0,291E+04 0,405E-05 0,382E+06
6
2079
36
2319,3 0,240E+03 0,478E+04 0,693E-05 0,373E+06
7
2091
34
1947,6 0,234E+03 0,654E+04 0,973E-05 0,369E+06