объекту и от управляемого объекта к системе стратегического упра-
вления) обеспечивают сужение разнообразия. Например, на вышеле-
жащий уровень системы управления поступают отчеты о реализа-
ции стратегических планов, агрегированные до ключевых показате-
лей. Вместо перебора и анализа всех ситуаций, возможных во внеш-
ней среде, именно система стратегического управления покрывает все
разнообразие запросов внешней среды и формулирует стратегические
цели с учетом будущих потребностей.
Второй способ управления сложностью обеспечивается свойством
рекурсивности модели: модель управления подразделением в точно-
сти копирует на своем уровне модель управления системой в целом.
Применительно к управлению организацией уровень рекурсивности
спускается от системы управления организацией в целом до уровня
человека, управляющего некоторым процессом. Соответственно, си-
стема стратегического управления редуцируется до высших отделов
мозга человека, отвечающих за управление другими отделами моз-
га, преобразование всех внешних импульсов, регулирование сложных
реакций, включая поведение.
Принцип обратной связи, принцип дуальности
и
принцип адап-
тивности
рассмотрим подробнее с помощью блок-схемы на рис. 3.
Для наглядности будем рассматривать схему применительно к упра-
влению университетом, в частности, к управлению основным процес-
сом в университете — образовательным процессом.
Рис. 3. Дуальная блок-схема управления
122
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 1