Концептуальная модель управления социальной системой - page 9

Второй контур (е
f
g
h
j
i
e) реализует механизм адаптив-
ного управления c помощью системы стратегического управления
ССУ. В этом контуре управления ССУ отвечает за построение эталон-
ной модели основной системы и выполняет, по существу, функции
адаптера.
В блоке j формируются цели образовательного процесса
η
, в блоке i
формируются стратегические планы. При формировании целей может
использоваться, например, модель эталонного специалиста с ключе-
выми компетенциями и профессионально значимыми личностными
качествами, построенная на основе опережающего государственного
образовательного стандарта (ОГОС) [6].
В адаптивном контуре цепь “ввода будущего” использует мо-
дель, построенную в блоке f. Модель образовательного процесса
y
M
=
Y
(
u
M
, x, η, p
)
строится на основе эталонной модели управления
u
M
, параметров входа
x
, целей образовательного процесса
η
, страте-
гических планов
p
, учитывающих воздействия внешней среды. Здесь
y
M
означает ожидаемые эталонные параметры выхода.
Модель сравнивается с результатами реального образовательного
процесса, что позволяет соотнести потребности внешней среды с воз-
можностями университета, на этой основе проводится их совместный
параметрический анализ. Отклонения модельных параметров от па-
раметров реального образовательного процесса
Δ = Δ(
y
M
y
0
, α
)
вычисляется в блоке g. Отметим, что информация о реальном про-
цессе
у
агрегируется до ключевых показателей эффективности
y
0
(
key
performance indicator, KPI)
, являющихся параметрами процессов вуза,
по значениям которых можно судить об успешности выполнения под-
разделениями их оперативных задач. Кроме того, учитывается неана-
литическая информация
α
, полученная с помощью алгедонического
сигнала непосредственно от объекта управления.
На основе синергетического подхода определяются тенденции и
конкретные параметры устойчивого развития. Для этого строится сце-
нарная модель развития системы, вычисляется функционал
Н
=
H
(Δ)
для оценки самоорганизации системы, а также критическое значение
функционала
Н
с
, обеспечивающего самоорганизацию системы.
Если уровень самоорганизации системы выше критического мини-
мума
H >
Н
с
(блок h), адаптивное управление заключается в коррек-
тировке планов (блок i).
Если уровень самоорганизации системы ниже критического мини-
мума
H <
Н
с
, обратный сигнал поступает в ССУ, после чего проис-
ходит пересмотр миссии и формулирование новых целей (блок j).
Следует отметить, что откорректированный сигнал обратной связи
из ССУ является, по существу,
мягким резонансным воздействием
на
124
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 1
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11
Powered by FlippingBook