В случае неподвижного профиля картины течения различны: при
Re =33
,
7
за профилем устойчиво располагаются два вихря (рис. 8,
а, б
);
при
Re = 111
образуется вихревая дорожка Кармана (рис. 8,
в, г
). Од-
нако при высокочастотных вращательных колебаниях профиля, когда
S
e
= 3
,
4
(
ω
0
= 0
,
5
π
2
S
e
), течения становятся похожими (рис. 9, 10):
след выглядит стабильным, и только вблизи поверхности течение
нестационарное вследствие вращения профиля.
Линии тока, представленные на рис. 8–10, демонстрируют хоро-
шее согласование результатов численного моделирования методом
LS-STAG с экспериментальными данными [4]: даже при расчетах на
сравнительно грубых (для таких высоких пиковых значений скорости
v
|
K
) сетках (см. рис. 9, рис. 10,
е
) удается уловить заметное в экспе-
рименте характерное сгущение линий тока в следе непосредственно
у кормовой части профиля и постепенное увеличение расстояния меж-
ду ними при удалении от профиля на расстояние около
D
. На при-
веденной в работе [8] картине обтекания, пример которой дан на
рис. 10,
б
, этот эффект незаметен.
Рис. 8. Линии тока при
Re = 33
,
7
(
а, б
) и 111 (
в, г
) и
S
e
= 0
(
ω
0
= 0
) для
экспериментальных (
а, в
) [4] и расчетных (
б, г
) данных (расчет выполнен на
сетке
120
×
148
)
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 3
103