Организационно-экономическое моделирование, эконометрика и статистика в техническом университете - page 10

Развал СССР, либерализация цен и гиперинфляция начала 1990-х поло-
жили конец рассматриваемому проекту. Из плана работ реализована только
подготовка современных учебников [5, 9–11, 13–18], составленных на осно-
ве статей, опубликованных в “Заводской лаборатории” (учебники выложе-
ны в свободном доступе на сайте “Высокие статистические технологии”
2
и странице Лаборатории экономико-математических методов в контроллин-
ге
3
). Предприятия и организации, лишившись оборотных средств из-за ин-
фляции, перестали покупать статистические программные продукты, кол-
лективы разработчиков распались, перестали поддерживать статистические
пакеты в условиях быстрого обновления технических средств и базового
программного обеспечения. В результате многообразие продуктов на отече-
ственном рынке статистических пакетов резко сократилось, и монополиста-
ми оказались SPSS, STATISTICA, STATGRAPHICS (и немногие другие).
На опасность бездумного применения статистических пакетов В.В. На-
лимов обращал внимание еще около 40 лет назад [38]. Он имел в виду прежде
всего склонность к проведению расчетов без знакомства с сутью применя-
емых методов. Следует обратить внимание также на научно-технический
уровень самих пакетов и сопровождающей документации. Дополнительно к
сказанному ранее приходится констатировать, что в популярных в настоящее
время в России статистических пакетах нет примерно половины того, что
разработано представителями отечественной вероятностно-статистической
научной школы и включено в современные учебники [5, 16, 18], подго-
товленные в соответствии с рекомендациями Всесоюзной статистической
ассоциации и позднее — Российской ассоциации статистических методов.
Сказанное легко проверить, сопоставив содержание указанных учебников и
перечень методов, включенных в распространенные пакеты. Поэтому в НУК
“Инженерный бизнес и менеджмент” МГТУ им. Н.Э. Баумана мы сознатель-
но избегаем использования в учебном процессе популярных пакетов, чтобы
не приучать студентов к статистике 60–70-х годов прошлого века. Однако,
поскольку нет современных пакетов, приходится для практических расчетов
использовать устаревшие программные продукты.
Тиражи пакетов и учебников сопоставимы. Пакет STATGRAPHICS име-
ет более 40 тыс. зарегистрированных пользователей, учебник [5] выпущен
суммарным тиражом 3 тыс. экземпляров, его электронную версию только
с сайта “Высокие статистические технологии” на 23.11.2011 скачали более
39,7 тыс. пользователей
4
. Поэтому состав пакетов и качество документации
имеют большое значение. Они во многом определяют качество прикладных
научных работ и обоснованность хозяйственных решений.
Отметим, что по сравнению с 1980-ми гг. к настоящему времени на-
метился рост внимания к статистическим технологиям [12], а не только к
их составляющим — конкретным методам обработки данных. В этом суть
популярного ныне подхода Data Mining (в переводе на русский язык — до-
быча данных) — “интеллектуальный анализ данных”. Термин Data Mining
введен эмигрантом из СССР Г. Пятецким-Шапиро в 1989 г. Задачи, реша-
емые Data Mining, — классификация, кластеризация, регрессия, ассоциация
2
3
4
php?p=4565#4565)
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1
115
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12,13