функции управления были сформулированы еще Анри Файолем: “Управлять
— значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить коман-
дой, координировать и контролировать” [19]. Результаты прогнозирования
необходимы для планирования [20]. Прогнозирование как функция управле-
ния предприятиями в настоящее время недостаточно используется. Часто
применяют устаревшие методы, не соответствующие современным требова-
ниям. Прогнозируются лишь отдельные характеристики (показатели) пред-
приятий, в то время как решение проблемы прогнозирования заключается в
рассмотрении предприятия как единой системы [21].
Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельно-
сти сталкивается с проблемой учета инфляции. Существуют два способа
учета инфляции — обратиться к внешним источникам или рассчитать са-
мостоятельно [16]. Последнее предполагает проведение организационно-
экономического моделирования инфляции.
Как правило, выделяют два вида прогнозирования — поисковое (экспло-
раторное, эксплоративное) и нормированное (нормативное). Основываясь на
идеях метода ЖОК [5, 11], вводим еще один вид — вариативный, отвеча-
ющий на вопрос: какие будут изменения при варьировании управляющими
факторами.
В большинстве случаев распределение погрешностей измерений отлича-
ется от нормального [5]. Следовательно, необходимо разрабатывать методы,
не требующие знания закона распределения наблюдаемой случайной величи-
ны, т.е. непараметрические. В работах [22, 23] в рамках непараметрической
вероятностно-статистической модели получено асимптотическое распреде-
ление точки пересечения, уровня качества и временного лага двух регрес-
сионных линейных зависимостей. На основе метода линеаризации найдены
асимптотические дисперсии и доверительные интервалы для рассматрива-
емых характеристик. Внедрение методов прогнозирования целесообразно
осуществлять в духе системы “Шесть сигм”. Эта система может быть ис-
пользована не только для повышения качества продукции и услуг. Она ре-
шает задачи совершенствования бизнеса, в том числе организации внедрения
организационно-экономических методов и моделей [24, 25].
Проблемы устойчивости в моделях и методах разработки страте-
гии предприятия.
Процессы стратегического планирования на промышлен-
ных предприятиях реализуются в реальных ситуациях с достаточно высо-
ким уровнем неопределенности. Велика роль нечисловой информации как
на “входе”, так и на “выходе” процесса принятия управленческого решения.
Неопределенность и нечисловая природа управленческой информации долж-
ны быть отражены при анализе устойчивости экономико-математических
методов и моделей. Для обоснованного практического применения матема-
тических моделей процессов управления промышленными предприятиями
и основанных на них экономико-математических методов должна быть изу-
чена их устойчивость по отношению к допустимым отклонениям исходных
данных и предпосылок моделей. Возможные применения результатов по-
добного исследования: заказчик научно-исследовательской работы получа-
ет представление о точности предлагаемого решения; удается выбрать из
многих моделей наиболее адекватную; по известной точности определения
отдельных параметров модели удается указать необходимую точность на-
хождения остальных параметров; переход к случаю “общего положения”
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1
111