информационно-образовательной среды и осуществляющего диалогическую
субъект-субъектную коммуникацию с преподавателем и другими участника-
ми исследовательского мини-коллектива [6].
Педагогический эксперимент проводился на базе зала НИРС на кафе-
дре физики МГТУ им. Н.Э. Баумана среди студентов 2-го курса в третьем и
четвертом семестрах [2]. В начале семестра преподаватели, работающие в
зале НИРС, имеют возможность выбрать из общего потока по 6–8 студентов,
перешедших на 2-й курс с отличными и хорошими оценками по физике за
второй семестр. Если в других залах группы из 10–15 студентов выполняют
одну и ту же лабораторную работу, то в НРИС одновременно выполняются
3–4 разные работы группами по 2–3 человека.
Прежде чем приступить к выполнению работы, студенты получают до-
пуск по разработанной нами компьютерной программе, которая последо-
вательно предлагает вопросы, включающие общую теорию и более узкую
теорию конкретных лабораторных работ, в частности методику и технику
проведения эксперимента, вывод рабочих формул, схемотехническое моде-
лирование. Часть тестовых заданий позволяет оценить способность студен-
тов к обобщенным методам экспериментального исследования как будущих
инженеров. Для этого в них включаются вопросы типа:
а) какова физическая основа предлагаемого метода измерений?
б) какие действия необходимы для реализации данного метода и оценки
его эффективности?
в) какие из разработанных методов (известных в литературе) определе-
ния конкретных физических величин являются наиболее эффективными?
г) какие приборы требуются для проведения данных измерений и т.д.?
д) какие величины могут быть измерены непосредственно?
Обучающая особенность разработанной системы заключается в том, что
студентам предлагаются как теоретические объяснения, сопровождаемые
анимациями и фрагментами учебных фильмов, созданными на комплексе
приборов в лаборатории НИРС кафедры физики, так и виртуальные тренаже-
ры. Тренажеры заменяют готовый теоретический ответ, предлагая студентам
самим прийти к выводу о существующей зависимости между физическими
параметрами для объекта исследования. Виртуальные тренажеры позволяют
получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов
и явлений, воспроизводить их скрытые детали, которые не видны при на-
блюдении реальных экспериментов.
Созданный интерактивный режим позволяет студенту приступить к про-
ведению натурного эксперимента только при правильном ответе на все по-
ставленные вопросы. При этом каждое задание сопровождается подробными
теоретическими объяснениями. Результаты тестирования, дата и время про-
хождения теста выводятся на монитор и заносятся в электронный журнал.
Благодаря этому, в ходе педагогического эксперимента определяются следу-
ющие статистические показатели: мода, медиана, средний арифметический
балл, математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклоне-
ние, асимметрия, эксцесс, бисериальный коэффициент, дифференцирующая
способность заданий, корреляция между заданиями теста, надежность теста
и др.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1
121