Методика разработки проблемно-ориентированных физических практикумов в технических вузах - page 1

УДК 378.147:88
Н. В. К а л а ч е в
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ
ПРАКТИКУМОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Рассмотрен опыт создания и внедрения проблемно-ориенти-
рованных физических практикумов на кафедре физики МГТУ
им. Н.Э. Баумана, МГУПС (МИИТ) и других вузов. Описаны видео-
обучающая система допуска к лабораторным работам, а также
ряд дистанционных лабораторных работ.
E-mail: kalachev@sсi.lebedev.ru
Ключевые слова
:
физические практикумы, проблемно-ориентированные
практикумы, видеообучающая система допуска, дистанционные лабора-
торные работы.
Обсуждаемая в настоящее время проблема модернизации российского
образования может быть решена, если изменить содержание и методоло-
гию учебного процесса так, чтобы традиционное обучение физике и дру-
гим естественнонаучным дисциплинам сочетать с развитием и формирова-
нием творческой учебной деятельности на всех видах занятий: лекционных,
практических и лабораторно-практических на основе современных информа-
ционных технологий, как средств интеграции и синтеза методологических,
методических подходов и дидактических принципов, т.е. в рамках техно-
логических подходов к обучению, одним из которых является проблемно-
ориентированные физические практикумы (ПОФП), включающие систем-
ный подход к комплексной организации самостоятельной работы поисково-
исследовательского характера в условиях открытого образования [1–4].
Структура ПОФП.
Под проблемно-ориентированными физическими
практикумами (ПОФП) понимаются практикумы, в которых на основе ин-
терактивного взаимодействия между субъектами учебного процесса, мето-
диками и средствами обучения, оперативного управления этими ресурса-
ми обеспечивается творческая самостоятельная работа студентов, основой
которой является поисковая учебно-исследовательская деятельность с ис-
пользованием современных информационных технологий, ориентированная
на овладение методами решения проблемных ситуаций, соответствующих
актуальным задачам науки и практики [3].
Возможности ПОФП особенно выразительно проявляются и реализуют-
ся при системном подходе в использовании функций современных инфор-
мационных технологий [5]. В этом случае ПОФП в цикле естественнонауч-
ных дисциплин могли бы выступить как инновационные технологии, пре-
образующие характер обучения в отношении целевой ориентации, способов
взаимодействия преподавателя и студента, возможности дифференциации,
индивидуализации, организации активного участия студентов в творчестве,
новых форм самостоятельной работы.
Реализация возможностей ПОФП предполагает разработку: научно-
методического обеспечения занятий, методики обучения студентов систем-
ному подходу к решению проблем, теоретических основ создания дидак-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1
119
1 2,3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook