Анализ статистических показателей позволяет реализовать следующие
процедуры:
•
оптимизировать тестовые задания по их качеству (по дифференциру-
ющей способности и трудности в параллельных вариантах);
•
дифференцировать студентов по степени подготовленности проводить
экспериментальные исследования;
•
оценить временные затраты и настойчивость (по числу попыток),
т.е. получить индивидуальные личностные характеристики, что не-
обходимо для формирования творческих мини-групп, выполняющих
проектно-лабораторные работы по темам рабочей программы, выне-
сенным на самостоятельную работу.
В конце семестра (16–17-я неделя) и во время рубежного контроля
(9–10-я неделя) в режиме контроля остаточных знаний описываемая ви-
деообучающая система предъявляет обобщающие вопросы по каждой из
выполненных лабораторных работ и выдает студенту по две задачи из банка
задач, выполняемых им в форме домашних заданий. При этом в электронном
журнале оцениваются и фиксируются результаты прохождения тестов.
При изучении физики ключевое место занимает лабораторный прак-
тикум. В рамках дистанционного обучения [7] на кафедре физики МГТУ
им. Н.Э. Баумана создан лабораторный практикум удаленного доступа че-
рез сеть Интернет (
), что для естественных дисциплин
представляет особую сложность.
Это лабораторные стенды по механике, электричеству и квантовой фи-
зике. Среди них по механике — “Изучение ударных и волновых процессов в
твердом теле с помощью пьезодатчиков”, по разделу электричество — “Ис-
следование скин-эффекта”, по разделу квантовая физика — “Лазерная спек-
троскопия” и “Изучение космических лучей”. Продолжается развитие такого
практикума с целью охвата всех разделов курса физики в техническом уни-
верситете.
На кафедре создан также целый ряд работ по компьютерному моделиро-
ванию физических процессов. Они используются при проведении занятий
со студентами в лаборатории научно-исследовательской работы студентов
(НИРС). В качестве примера можно привести такие, как “Опыт Резерфор-
да”, “Модельные задачи квантовой механики”, “Лазерное излучение”.
Управление стендами, сопряженными с персональными компьютерами и
сетью Интернет, полностью автоматизировано, что позволяет проводить на
стендах исследования и эксперименты в режиме удаленного доступа.
Применение этого раздела практикума в режиме демонстрации позволяет
расширить круг лекционных экспериментов.
Большинство лабораторных работ в зале НИРС отличаются от стандарт-
ных лабораторных работ тем, что они позволяют не только ознакомиться с
тем или иным физическим явлением, а определить зависимость этого явле-
ния от совокупности различных факторов, влияющих на характер и динами-
ку развития физического процесса.
Особое внимание уделено прикладному характеру лабораторных работ и
исследований, что важно для будущего выпускника технического универси-
тета.
122
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1