явления, исследованием частных и предельных случаев найденного реше-
ния, поиском и разбором аналогий с другими задачами и явлениями, а также
сравнением методов их анализа [4, 8]. Используя компьютерные информа-
ционные технологии, студент самостоятельно разрабатывает путь решения
задачи, проводит эксперимент, строит модель явления, планирует экспери-
мент, выбирает измерительные средства и методы измерения.
Разработанные ПОФП позволяют реализовать в учебном процессе днев-
ного и открытого образования полную систему материальных и виртуальных
носителей дидактических средств и принципов в их современной и доступ-
ной интерпретации.
Выводы.
Показано, что образовательный процесс, основанный на пред-
лагаемом методологическом подходе к организации создания ПОФП, напра-
влен в первую очередь на обеспечение индивидуальной (в том числе авто-
номной) и групповой самостоятельной деятельности учащихся по решению
учебных и научно-исследовательских задач на основе создания адекватного
поставленным целям программно-методического и лабораторного комплек-
са [3–4]. При этом активное использование ПОФП в системе обучения от-
крывает дополнительные возможности для всестороннего освоения основ и
методов наукоемких технологий, в том числе в условиях открытого обра-
зования [5–6]. Практическое значение выполненной работы состоит в том,
что в ней изложены основные теоретические основы создания проблемно-
ориентированных физических практикумов в технических университетах и
даны рекомендаций по их проведению.
Результаты проведенных исследований внедрены на кафедрах “Инже-
нерная экология и техносферная безопасность” Российского государственно-
го открытого технического университета путей сообщения (РГОТУПС) [3],
“Физика-2” Московского государственного университета путей сообщения
(МИИТ) [9], кафедре “Физика” МГТУ им. Н.Э. Баумана [2], в Финансовом
университете при Правительстве Российской Федерации на факультете от-
крытого образования [4] и в Институте транспорта и связи (TTI) (Латвия,
г. Рига) [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. П р и м е н е н и е видеосистем для расширения возможностей проведе-
ния лабораторных проблемно-ориентированных практикумов / Н.В. Калачев,
А.А. Кривченков, Б.Ф. Мишнев и др. // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Cер.
Естественные науки. – 2010. – № 1. – С. 110–117.
2. К а л а ч е в Н. В., М о р о з о в А. Н. Проблемно-ориентированные физиче-
ские практикумы — основы организации лабораторных работ в условиях от-
крытого образования // Изв. Волгоградского госуд. пед. университета. – 2010. –
№ 7 (51). Cер. Педагогические науки. – С. 80–84.
3. К а л а ч е в Н. В. Проблемно-ориентированные физические практикумы в
условиях открытого образования в цикле естественнонаучных дисциплин.
Практические аспекты. Монография. – М.: Издательский дом МФО. – 2011.
– 228 с.
4. К а л а ч е в Н. В., Л а н с к и х А. Н. Системный подход в организации препо-
давания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования
// Cб. докладов VII Междунар. научно-практ. конф. “Европейская наука XXI
века – 2011”, 7–15 мая 2011 г. – Т. 14. Педнауки, психология и социология. –
Przermysl: Nauka i studia, 2011. – C. 29–33.
124
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1