Работа студентов в зале НИРС строится таким образом, что она содержит
все необходимые компоненты научно-исследовательской работы: многопара-
метрические измерения, современные методы обработки результатов изме-
рений, планирование эксперимента, проведение самостоятельных исследова-
ний наряду с задачами и исследованиями, рекомендуемыми в методических
указаниях к лабораторной работе.
Таким образом, в зале НИРС созданы условия для выполнения студента-
ми их первых научных исследований, более глубокого изучения курса физи-
ки. Занятия в студенческой группе ведут преподаватель кафедры и инженер-
лаборант в часы, отводимые студентам учебным расписанием. Продолжи-
тельность занятия — четыре академических часа с периодичностью один раз
в две недели.
Наличие в зале НИРС большого числа лабораторных работ на различ-
ные темы дает студенту право выбора работ с учетом его наклонностей и
специфики обучения на профилирующем факультете и кафедре, т.е. студент
сам устанавливает себе индивидуальный график прохождения лабораторного
практикума.
Педагогические проблемы.
При создании ПОФП мы пытались в первую
очередь уйти от шаблонов и стандартных методик проведения лабораторных
работ. При анализе описаний многочисленных существующих лабораторных
практикумов можно сделать вывод о том, что форма их организации и содер-
жание в различных вузах не создают условий и не способствуют формиро-
ванию у студентов экспериментальных умений, не инициируют творческого
подхода к проводимым работам. Действительно, порядок проведения ра-
бот, методы обработки полученных результатов, теория изучаемого явления,
описание экспериментальной установки и методы физического исследова-
ния даются обучаемым в готовом виде. Даже описание хода проведения экс-
периментов в лабораторной работе представлено настолько подробно, что
не побуждает студентов думать и разрабатывать самим схемы и планы их
проведения. Анализ формулировок целей лабораторных работ (например,
“Изучение принципа действия осциллографа”) представлен в таком виде,
что не содержат указаний на конечный продукт экспериментальной деятель-
ности, а потому не побуждают учащихся к творческой деятельности. В хо-
де выполнения лабораторного практикума студентам не всегда приходится
устанавливать, что за явление они изучают [8].
Для того чтобы уровень подготовки студентов соответствовал современ-
ным стандартам и требованиям, прежде всего необходимо в цели ПОФП
включить овладение учащимися методами проведения современных физи-
ческих исследований, ориентированных на получение заданных конечных
продуктов экспериментальной деятельности, и сделать их предметом усво-
ения. Для этого необходимо разработать принципиально новую структуру
практических занятий по естественнонаучным дисциплинам; повысить са-
мостоятельность студентов в выборе средств и методов проведения экспери-
ментов; обучить студентов и внедрить в ПОФП современные методы полу-
чения и обработки экспериментальных данных.
В конечном итоге речь идет о превращении учебной экспериментальной
задачи в модель научно-учебного исследования с присущими ему атрибута-
ми — построением физической и математической моделей рассматриваемого
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 1
123