нефтяное топливо позволяет заметно улучшитьэкологические свой-
ства такого смесевого биотоплива. Таким образом, биотоплива, полу-
чаемые из растительных масел, можно рассматривать как кислородсо-
держащие присадки (оксигенаты), значительно улучшающие качество
смесевых биотоплив. В связи с этим обстоятельством, на современ-
ном этапе развития двигателестроения представляется целесообраз-
ным лишьчастичное замещение нефтяных топлив биотопливами на
основе растительных масел [1]. Поэтому с учетом представленных
выше экспериментальных данных исследованы физико-химические
свойств смесей нефтяного дизельного топлива по ГОСТ 305–82 и
МЭРМ. Результаты этих исследований представлены на рис. 6. Низшая
теплота сгорания смесевых биотоплив определена по формуле (1) с ис-
пользованием данных табл. 1 и 4. Полученные результаты свидетель-
ствуют о том, что увеличение содержания МЭРМ в смеси с дизельным
топливом
С
МЭРМ
с 0 до 60% приводит к снижению низшей теплоты
сгорания
Н
U
с 42,5 до 39,6МДж/кг. При этом вычисленное по фор-
муле (2) необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива
l
0
снизилосьот 14,3 до 13,3 кг/кг. Плотностьи вязкостьрассматривае-
мых смесевых биотоплив определены экспериментально. В диапазоне
изменения
С
МЭРМ
с 0 до 60% наблюдался рост плотности топлива
ρ
от
830 до 858 кг/м
3
и его вязкости
ν
с 3,8 до 6,0 мм
2
/с. Такие диапазоны
изменения физико-химических свойств исследуемых топлив позволя-
ют использовать их в качестве моторных топлив для автотракторных
дизельных двигателей.
Результаты проведенных исследований позволяют сделать следу-
ющие выводы.
1. Спектры инфракрасного поглощения и электронные спектры ис-
следуемого отечественного биотоплива МЭРМ, полученного из рапсо-
вого масла, близки аналогичным спектрам низкоэруковых зарубежных
биотоплив.
2. Хроматографический анализ фракций исследуемого биодизель-
ного топлива подтверждает образование при перегонке гексановой,
октановой, нонановой, декановой кислот и монометиловых эфиров
декандиовой, нонандиовой и октандиовой кислот. Поскольку отме-
чено термическое разложение компонентов биодизельного топлива в
процессе перегонки, можно предположить, что оно происходит и при
работе дизельного двигателя на этом топливе.
3. В исследуемом отечественном биотопливе содержатся в основ-
ном метиловые эфиры олеиновой и линолевой кислот (соответственно
59,53 и 21,36%), а содержание метиловых эфиров эруковой кислоты
сравнительно невелико (0,15%). Это топливо близко по составу к низ-
коэруковым зарубежным биотопливам.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
77