педагогом последовательности действий и операций. Это — осознан-
ная и регулируемая самим обучающимся целенаправленная
деятель-
ность учения субъекта
, составляющая “содержательную клеточку”
высшего профессионального образования.
Общее (базовое) высшее образование–интенсивно-деятель-
ностное обучение научным дисциплинам–профессиональная под-
готовка в различных отраслях материального производства и
культуры.
Анкетирование студентов технического университета
(табл. 1) показывает, что современное профессиональное образование
развивается не по академическому принципу. Потенциалвузовской
лекции, традиционного главного источника научной информации, за-
действован только на 1/3. Готовящиеся к конкуренции на рынке труда
современные студенты отдают предпочтение персонифицированным
видам обучения: изучению рекомендованной литературы, Интернету,
самообразованию. Активно-деятельностные формы обучения позво-
ляют преодолеть проблемы неоднородности знаний абитуриентов,
обусловленной обучением в различных типах средних учебных заве-
дениях (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах,
техникумах), и снижения общего уровня среднего образования в стра-
не в последние годы.
Таблица 1
Пути получения знаний студентами технического университета
(08/09–10/11 уч. гг.)
Формы получения информации
Диапазон
ответов, %
Среднестатистическое
значение, %
Аудиторные занятия
10–70
28
Учебная литература
3–50
18
Самообразование
0–40
17
Интернет
1–50
17
Методическая литература
0–25
6,0
Научные и научно-популярные жур-
налы
0–10
4,8
Общение
0–30
6,7
Газеты и пресса
0–10
1,8
Знания человека обладают особой предметностью, представляю-
щей вещный мир посредством искусственно созданных предметов-
посредников, стоящих между человеком и объектами вещного мира
и служащих средством познавательной и практической деятельно-
сти. Предметы-посредники являются результатом коллективного, со-
вместного познавательного творчества людей, как бы вступивших
в определенные отношения, коммуникации с другими живущими
114
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2