Интенсивно-деятельностное обучение как основа компетентностного подхода к профессиональному образованию в техническом университете - page 6

нем заложенной профессиональной подготовки. В обучении этих спе-
циалистов важное внимание уделяется лабораторному практикуму и
производственной практике.
Вторая модель выпускника вуза — бакалавр. Это массовый специ-
алист, без которого не может обойтись ни одно промышленное пред-
приятие, учреждение, фирма. Для него характерно понимание прин-
ципиальных технологий профессиональной деятельности и ключевых
компетенций на уровне требований профессиональной квалификации.
Общее высшее образование обеспечивает ему достаточный научный
кругозор, чтобы поддерживать, эксплуатировать созданные объекты,
процессы, изделия и быть готовым к смене технологических стерео-
типов. Бакалавр имеет общую осведомленность, понимает базовые
технологии профессиональной деятельности, но имеет минимальный
или ограниченный опыт применения этих технологий (чаще получен-
ный в искусственных, учебных ситуациях). Лабораторный практикум
охватывает виды деятельности в различных разделах научной дисци-
плины, имеющие практическое значение для отрасли производства.
Квалификация такого специалиста требует “доводки” на рабочем ме-
сте. Итоговый результат образования оценивается как освоение запла-
нированных единиц содержания обучения для осуществления анализа
и синтеза усвоенных знаний и воспроизведения видов профессиональ-
ной деятельности.
Третья модель специалиста — магистр. Это профессионал, спо-
собный поставить и решить комплексную задачу с применением раз-
нообразных технологий в достаточно широкой области профессио-
нальной деятельности. Магистр становится элитным специалистом с
глубокой фундаментальной и специальной системной подготовкой. Он
способен разрабатывать новые принципы функционирования систем и
изделий, предлагать новые физические процессы в основу проектируе-
мых объектов и обосновывать их, проводить глубокое математическое
и физическое моделирование, организовывать сложный эксперимент и
уметь на основе современных электронных методов обработки данных
извлечь из него максимум информации и т.д. [5, 8].
Структуру научной дисциплины можно представить как, во-
первых, медленно меняющееся со временем
ядро
фундаментальных
знаний, добытых в рамках научной дисциплины и заимствованных
из научного наследия цивилизации, и, во-вторых, подверженную в
связи с прогрессом науки и техники и новыми технологиями быстрым
изменениям
оболочку
прикладных вопросов [9]. Частные методы нор-
мативной деятельности, включенные в интенсивно-фундаментальное
обучение в качестве выверенных, принципиальных методов решения
научных проблем, завершают формирование общего (базового) курса
высшего образования.
В ФГОС третьего поколения подчеркивается необходимость в пе-
дагогическом проектировании профессиональной подготовки не про-
118
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2012. № 2
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook